Вы здесь

Восточные бани


Восточные бани в поселке Восточном (на улице 9 Мая, метро Щёлковская)

Восточные бани — это идеальный план на свободный вечер или выходной день.

Мы предлагаем два вида парных на выбор наших гостей: традиционная русская баня на дровах и финская сауна. Хотя со стороны они могут казаться похожими, в них принципиально разный микроклимат: в финской сауне воздух одновременно очень сухой и очень горячий, в русской же главное — перегретый, сухой пар, который получают благодаря камням, находящимся в закрытой печи. Именно по этой причине и ощущения в них такие разные!

Пахучие веники и массаж превратят посещение любой парной в настоящий праздник, который зарядит бодростью на много дней вперед.

А если вы являетесь одним из тех счастливчиков, кто хорошо реагирует на смену температур - вас ждет бассейн, где вы сможете охладиться после захода в парилку. Мы тщательно следим за качеством купальной воды, у нас установлено современное оборудование для ее очистки — ведь мы знаем, насколько это важно для хорошего самочувствия и спокойствия наших гостей.

Не хочется в бассейн? Не беда! Вместо этого можно посидеть в нашей комнате отдыха. Мы ставили своей целью создать здесь уютный, практичный интерьер из преимущественно натуральных, безопасных материалов, подобрать мебель, которая будет в равной степени удобной и красивой. Надеемся, что вам понравится! Для поддержания атмосферы отдыха мы можем предложить вам бильярд. Также у нас имеется бар, где вы можете приобрести блюда русской кухни. Главное помните, что плотная трапеза незадолго перед посещением парной - это не самая удачная идея, по мнению терапевтов. А вот после парной можно трапезничать смело!

Общая вместимость бани — до 40 человек.

Стоимость аренды — 700 руб. в час.

Мы работаем в качестве общественной бани, поэтому будем рады видеть вас в качестве своего клиента, даже если у вас нет компании для совместной аренды парной.

Хаммам — традиционная восточная баня

По заказу одного местного хаммама я провела небольшое исследование и написала статью об истории и традициях восточных бань. Признаюсь, сегодня целый день не могла отойти от компьютера, неожиданно тема оказалась очень интересной. Надеюсь, что и статья тоже!

Grand bath at Bursa, Jean-Léon Gérôme

Восточная баня или хаммам – это одна из древних традиций востока, сохранившаяся до наших дней. Хаммамы привлекают нас своими старинными ритуалами и скрывающейся в них мудростью, позволяют почувствовать себя частью красивого и таинственного востока.

История

Восточная баня своим происхождением обязана римским термам. Вплоть до своего исчезновения в середине второго тысячелетия н.э. Византийская империя продолжала следовать многим римским традициям и обычаям, в том числе и в отношении бань, что и заимствовали арабы.

Нужно сказать, что еще в доисламские времена арабам были не чужды регулярные омовения, это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Но если арабы лишь обливались холодной водой, то у византийцев они научились париться.

Само название «хаммам» переводится как баня, купальня или ванна, и происходит от глагола «хамма» — нагревать, топить печь, купаться, мыться в ванне.

В середине XIX века английский путешественник Девид Эркварт описал все тонкости организации бань по-восточному, но по ошибке приписал это изобретение только туркам. С тех пор и повелось, что все мусульманские бани называют турецкими. Хотя на самом деле такой тип бань характерен в целом для всего Востока. Хамамы в Турции и Сирии, Марокко и Узбекистане, Ираке и Эмиратах, Ливии и Таджикистане, Тунисе и Ливане практически ничем не отличаются друг от друга.

Читайте также:  Достопримечательности Каира: Загадки Хан Эль Халили

Интересно, что старейшие хаммамы были построены не в городах, а в пустынях, ведь халифы того времени вели образ жизни бедуинов. Например, Кусаир-аман, один из старейших сохранившихся до наших дней хамамов, расположен на берегу Мертвого моря.

Продолжая римские традиции арабы стали строить хаммамы с горячими ваннами, хотя значительный прогресс в развитии культуры восточных бань произошел лишь с возникновением ислама. Сам Пророк Моухаммед испробовал бани и объявил поход в хаммам обязательным для мусульман. Он говорил, что «Чистота — половина веры». Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости.

С распространением ислама хамамы появились на территории Ирака, Средней Азии, Северной Африки (от Египта до Марокко). Часто на завоеванных территориях под бани перестраивались башни замков, дворцы и храмы других религий, а кое-где уцелевшие римские термы.

Во многих восточных городах, в частности в Стамбуле, Бухаре, Каире даже сегодня можно обнаружить настоящие традиционные хаммамы, выполненные по всем правилам. Облик хаммамов, их атмосфера передаются в наши дни почти также, как и тысячи лет назад.

Устройство и процедуры

Главное отличие восточной бани заключается в том, что он полностью выполнен из камня и мрамора. Дерево в условиях пустынь всегда было очень дорого.

Сначала бани на Востоке не были такими роскошными, как в Греции и Риме. Но постепенно сформировался специфический архитектурный стиль хамама. Сегодня многие сооружения роскошно оформлены мозаикой, во внутренних помещениях часто имеются фонтаны и бассейны с водой различной температуры.

Классический Хамам на востоке строился по принципу ладони, то есть в плане помещение представляло собой конструкцию, которая состоит из пяти выходящих из одного центра ниш. Хаммам обогревался с помощью большого котла с водой.

Пар, образованный от кипения воды, подавался через небольшие отверстия, находящиеся в стенах. В разных нишах поддерживалась разная температура, и посетитель, переходя из одного помещения в другое, из прохладного — в более горячее, совершал различные процедуры, а затем возвращался назад в исходную точку (раздевалку) для отдыха (кейфа), где можно было попить чай, почитать книгу, покурить кальян, побеседовать.

По сложившейся традиции процедура хаммама состояла из пяти шагов: разогрев тела, турецкий массаж, пиллинг с помощью жесткой рукавички, намыливание и обливание водой и релаксация. Пройти эти пять шагов посетителю помогали банщик (телак) и цирюльник – эти профессии считались очень престижными, чего стоит только то, что сотрудники бань освобождались от всех налогов.

В обязанности телака и цирюльника входило буквально все – они мыли людей, делали массаж, подавали чай, подстригали или удаляли волосы на теле, счищали отвердевшую кожу со ступней, пускали кровь, принимали плату и тп.

Все процедуры проводились очень тщательно и неспеша. В раздевалке телак помогал клиенту раздеться и завернутьсяс в несколько полотенец (для головы, бедер и плеч). Затем провожал его в парную, где посетитель сидел до тех пор, пока его мышцы и тело не разогреются. Далее телак располагал его на специальном каменном столе для массажа. Подогреваемый камень стола горячее, чем воздух, поэтому тело начинало еще больше потеть.

Читайте также:  Египтянки - какие они?

Когда телак делал массаж, казалось, что он месит тело клиента, как тесто. В старину массажист натирал руки кожурой граната, чтобы сделать их шершавыми. Во время массажа выполнялось множество поворотов в суставах, вытягивались руки, ноги, позвоночник. Телак иногда мог стукнуть клиента кулаком, резко дернуть за голову, руки и ноги, стать коленями на его плечи и тп.

Турецкий массаж по силе воздействия на организм эквивалентен серьезной спортивной нагрузке. Искусство массажа заключалось в том, чтобы не переступить порог боли и не повредить мышцы и суставы. Посетитель постоянно был готов вскрикнуть то от неприятных ощущений, то от наслаждения.

После массажа в одной из ниш, скрытых от посторонних глаз, клиента ждал цирюльник. С давних времен в восточных странах принято, что и мужчины и женщины удаляют волосы на теле — это объективная гигиеническая мера в жарком климате. Депиляцию всегда производили в хаммаме с помощью специальной пасты из растительных компонентов или же путем обычного бритья.

После депиляции клиента окатывали теплой водой и растирали его распаренное тело жесткой слегка намыленной варежкой из верблюжьей шерсти или конского волоса. После такой процедуры отшелушивались омертвевшие частички кожи, и тело становилось гладким и блестящим.

Следующая процедура —  намыливание. Для этого использовали специальный полотняный пузырь, а позже — мягкую мочалку из тонкого волоса. После предыдущего жесткого растирания прикосновение нежной горячей пены по контрасту вызывало очень приятные ощущения.

Затем посетитель погружался в бассейн. В восточных банях бассейны неглубокие, вода в них разной температуры – от горячей до совсем прохладной.

После окончания всех процедур телак накидывал на клиента полотенце и провожал его  в комнату отдыха, где уже были готовы кальян, чай и восточные сладости.

Культура хаммама

Для жителей востока баня всегда была не только местом для омовения тела. Постепенно хаммам тесно вплелся в каждодневную жизнь людей и стал центром общественной жизни. Здесь отмечались знаменательные события жизни – появление первого зуба у младенца, обрезание, помолвка, возвращение с войны. Долгое время на Востоке существовал предсвадебный обряд купания невесты – процессия родственников под музыку сопровождала девушку в хаммам, где ее мыли, парили, наряжали в шелковую рубашку, усаживали на возвышение посередине зала, зажигали свечи и пели для нее специальные песни с пожеланиями молодоженам.

С давних времен представители власти контролировали деятельность бань, следя за тем, чтобы там соблюдалась чистота, чтобы банщик не пах чесноком, чтобы входная плата оставалась доступной и богатому, и бедняку – в банях все были равны.

Нужно также отметить, что особую роль хаммам играл в жизни восточной женщины. В доисламские времена женщина не имела права пользоваться баней – это было привилегией мужчин. Однако с тех пор, как ислам обязал верующих поддерживать чистоту тела, посещение хаммама стало неотъемлемым правом женщины. В восточных странах существовал закон – если муж не пускает жену в хаммам, она имеет право на развод.

Не имея других развлечений, женщины востока превратили посещение хаммама почти в священный ритуал. Среди красивых мраморных стен женщины проводили целый день – здесь они мылись, красились, курили, сплетничали, смеялись, узнавали новости, присматривали невест для своих сыновей и тд. В баню собирались как на праздник, с собой брали ковры, одежду, еду (ведь в баню шли на целый день!), специальные полотенца, гребешки, деревянную обувь, украшенную перламутром, сундучки- мыльницы, флакончики с хной, ступки для растирания краски для бровей, склянки с розовым маслом и тд.

В средневековые времена существовало много различных поверьев, связанных с банями. Считали, что вместе с водами источников в баню попадают джинны, а затем вместе с паром поднимаются к потолку. При встрече с джинном необходимо было произнести специальное заклинание. Другие верили, что в хаммаме живет дьявол, который моется там между предпоследней и последней молитвами. Поэтому в баню ходили с утра, изгонять хворь и нечистоту тела следовало на восходе солнца.

Читайте также:  Особенности Египетской кухни

Полезные свойства

Известно, что еще древние египетские жрецы использовали высокие температуры для ритуального избавления от грехов через очищение организма.

Арабы также знали о пользе бань. Великий средневековый арабский врач и ученый Авиценна (Ибн Сина) считал хаммам одним из сильнейших средств оздоровления и лечения. Его письменный труд содержит многие рекомендации, актуальные по сегодняшний день. Авиценна предписывал вести здоровый образ жизни, заниматься физическими упражнениями и не забывать посещать хаммам. Он рекомендовал баню от бессонницы, паралича, нервных расстройств и многих-многих других болезней, не забывая упомянуть и противопоказания: эпилепсия, головные боли, шум и звон в ушах, слабое зрение…

Сегодня хаммамы разных стран используют разные способы и средства оздоровления тела. Например современный Египетский хаммам отличается не только атмосферой и тематическими рисунками на стенах. При проведении процедур египтяне используют  различные ароматизированные средства и ароматические масла – для растирания, для камней, для аромаламп. Таким образом посетитель получает пользу не только от воздействия бани, но и от действия ароматических веществ.

Заключение

К сожалению, в 20 веке культура хаммама утратила свое влияние в обществе в связи с европеизацией восточных стран. Но в наши дни мы можем наблюдать возрождение традиций. Многие туристы, путешествующие по востоку, посещают местные бани, отдавая предпочтение тем, где соблюдают все ритуалы омовения. Считается, что невозможно познать историю и культуру народа, не пройдя полный курс традиционных процедур хаммама.

Людмила С. Кузнецова

Восточные бани Тараза.

Экскурсии по городам Казахстана.

 «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен. В этом благословенном городе (Мекке) две бани. И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани. В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой»

Ибн Джубайр от XII век.

Самые интересные места Казахстана.

Баня в восточном городе по праву занимала в ряду общественных сооружений видное место, ведь в жизни горожан она играла одну из первостепенных ролей и после мечети была самым посещаемым местом. Дж.Эссад писал «Бани также необходимы мусульманину, как и мечети…». На востоке были известны медицинские постулаты благотворного влияния бани на организм. В IX-X в. Закирия ар-Рази, описывая влияние бани на организм человека, рекомендовал украшать бани хорошей живописью, которая исцеляет от меланхолии и облегчает груз заботы. Бани появились не раньше VIII в. проникнув в Среднюю Азию из районов Средиземноморья, т.е. являются «прямыми потомками» античных, т.е. древнеримских терм. Бани обнаружены при раскопках: Афрасиаба, Нисы, Ташкента, Тараза, Отрара, Каялыка. Бани играли важную роль в жизни древних и средневековых горожан. В них не только мылись, но использовали для «поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встреч и дружеской беседы с приятелями, для разговора о купле и продаже, о торговой сделке и показа мастерства в шахматах и нардах». Говоря о древних и средневековых банях, хотелось бы остановиться на истории строительстве бань. У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими. По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни. Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.). Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение, появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. Баня была и лечебницей. В самих банях, как свидетельствуют источники, делали лечебный массаж и готовили ванны с целебными растворами. Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами. Популярность этих заведений среди городского населения Востока была велика. Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани. И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани. В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой». Общественные бани появились в городах Средней Азии не раньше VIII в.; их появление и распространение здесь было, несомненно, следствием включения среднеазиатских земель в состав Халифата и возникших в связи с этим прямых культурных связей с его западными областями, где были живы традиции эллинизма. В середине IX века, если не раньше, бани имелись в большинстве городов Средней Азии, причём в крупных городах - например, в Самарканде - их было множество. Такое неожиданно быстрое их распространение было вызвано культовыми и бытовыми узаконениями ислама и, не в последнюю очередь, жарким и сухим климатом. Среднеазиатские бани, сохранившие арабское название «хаммам», вскоре превратились в один из важных общественных институтов. Этот вид архитектуры прошел довольно долгий путь развития в Средней Азии. Этому, несомненно, способствовало и расширение области применения жженого кирпича: бани, построенные из сырцового кирпича и пахсы, быстро развалились бы, если бы их стены, полы и своды не покрывались особой водоустойчивой обмазкой. Этот водонепроницаемый раствор, называемой «кыр», изготавливался из извести, камышовой золы и виноградной патоки. Он был сложен в изготовлении и к тому же ненадёжен: достаточно было небольшого отверстия в кыровой штукатурке, чтобы сырцовая постройка, наполненная горячим влажным воздухом и водой, начала разрушаться. Можно полагать, что распространение жженого кирпича способствовало широкому, а позже массовому строительству бань в Средней Азии. В рассказах путешественников X века о городах Средней Азии бани упоминаются довольно часто, с одобрением или порицанием. Аль-Мукаддаси нашел бани Бухары (во множеством числе) приятными, выразил восхищение прославленными банями Мерва и Нузвара, и неодобрительно отозвался о грязных банях Нишапура и Туса; о многочисленных банях самарканда упомянул Ибн Хаукаль. По сведениям Наршахи в X веке в Бухаре насчитывалось несколько бань, самой известной из которых была «Хаммом хон» (Ханская баня). К середине XIX века здесь уже было более 16 бань, в Ташкенте в этот период имелось 11 бань, в Самарканде к началу XX века действовало 8 бань. В истории строительства банно-купальных сооружений можно проследить общие закономерность градостроительных приёмов. Часто купальни строились в составе дворцовых комплексов и общественных зданий, расположенных в центре города. Если же они находились отдельно, то чаще всего располагались в коммунально-хозяйственной зоне города. Бани были частными и публичными. Первые строились при жилищах и предназначались для владельцев и их гостей, вторые отличались большей вместимостью и соответственно иным устройством, возводились правителями или богатыми горожанами, и были платными. В XI - XII в.в., доходы от публичных бань иногда завещались в качестве вакфа для медресе и госпиталей. В городах исламского Востока публичные бани - большие, богато украшенные здания с массажными, комнатами для отдыха и лечебных процедур – играли ту же роль, что и термы в древнем Риме. Они играют её, в общем, и ныне. Материалы полученные археологом А.Н.Бернштамом в ходе раскопок бани (XI-XII вв.) Тараза, свидетельствуют о том, что в домонгольский период для Среднеазиатского региона в целом характерна античная традиция. Раскопанные экспедицией бани расположены у северо-восточной башни цитадели. По окончании раскопок план постройки бани, говорили о том, что это баня - «хамам», а детали в строении и находки в ней свидетельствовали о том, что постройка XI - XII века. На территории рабада Отрара обнаружены и раскопаны три бани, что является еще одним подтверждением значимости Отрара как одного из крупных городов Средней Азии и Казахстана. Наиболее ранняя отрарская баня датируется XI - XII в.в. В результате работ археологов в 2001 году на территории средневекового городища Антоновка, отождествляемого с городом Каялыком, была открыта и исследована баня-хамам, датируемая XIII в. Аналог восточной бани был построен 1906 году жителем города Аулие-Ата Кали- Юнусом - первым меценатом нашего города. Считалось благородном делом на Востоке строит общественные учреждения мечети, бани. Этому благородному делу просветил свою жизнь Кали-Юнус. О его жизнедеятельности пока не найдено ни одного исторического документа, однако сохранились плоды его творения - восточная баня и мечеть носящие его имя. Баня является архитектурным памятником Аулиеатинского периода. Баня имеет архитектурно-историческую ценность, как памятник хозяйственно-бытовой архитектуры прошлых веков. По сведениям местных жителей ещё в 50-е годы XX века использовалась по назначению. Баня Кали-Юнуса- архитектурное сооружение конца XIX-начало XX века с размерами сторон 18 х 25. Сохранилось 10 помещений различного размера.  В юго-восточном углу прослеживаются остатки еще одного помещения, в настоящее время разрушенного. Помещения соединены между собой арочными проходами, стены отштукатурены. Толщина стен 0,8 м, высота стен 2,5 – 3 м, высота помещения 4 – 6 м. Каждое помещение перекрыто сверху куполом, выложенным из жженного кирпича, как и все сооружение. верхней части купола заканчиваются прямоугольными отверстиями для освещения. Внутри помещения украшены арками, фигурными нишами. В декоре фасадов использована лицевая кирпичная вкладка, интерьеры оштукатурены. Планировочная структура здания состоит из трех различных по функциональному использованию групп помещений: - зона общего пользования – включает прихожую, вестибюль, комнату для отдыха, моечный зал с массажной суфой в центре и угловыми нишами, помещение для прогревании, две комнаты с нишами, обращенными к резервуарам с горячей и холодной водой для ее разбора; - технический сектор – с резервуарами для горячей и холодной воды; топкой с нагревательным котлом, вмурованной в кладку; колодца и септиком, расположенными во дворе; - сектор ограниченного пользования – представляет изолированный блок из трех небольших моечных помещений и имеет отдельный выход на улицу. В конструктивном решении использована арочно-купольная система перекрытий. Освещение и вентиляция решены с помощью полюсных отверстий в куполах и небольших оконных проемов в стенах помещений, выходящих на главный фасад. Обогрев здания осуществляется с помощью традиционной для региона системы каналов с аккумулирующими тепло карманами, выполненной под полами. В 1980 году баня была взята под охрану государства. В 1982 году проводились первые реставрационные работы Джамбулской реставрационной мастерской. Автор проекта – Суртаев С. К 2000-летнему юбилею древнего Тараза - в 2002 году проведена полная реставрация специалистами РГКП «Казреставрация». На базе бани с 2007 по 2011 года действовал музей «Древние города Великого Шелкового пути».

На сегодняшний день разрабатывается проект по дальнейшей реставрации памятника.

Литература:С.Хмельницкий. «Гражданская архитектура»., стр.282 Берлин-Рига, 1992 г.К.Байпаков. «Древние города Казахстана».,стр.102,103,210. Алматы, 2007 г.А.Н. Бернштам. «Памятники старины Таласской долины» (Историко-археологический очерк) стр. 54 .Алма-Ата, 1941 г.

Источник и фотографии:Шильдебаева Жазира, инспектор ГИКЗМ «Памятники древнего Тараза». http://www.drevniytaraz.kz Farsah.kz.

Восточные бани

С крушением Западной Римской империи термы-дворцы в Западной Европе в V-VI веках н. э. пришли в упадок по экономическим причинам, массовое мытьё ушло в домашние купели (лохани, корыта, кадки и т. п.), а затем в ванны. Но в Византийской (Восточной Римской) империи (Константинополе) и в Персии (иранских государствах) термы сохранялись в форме восточных бань, а впоследствии были переняты завоевателями (арабами и тюрками) и дожили до наших дней. В Европе они известны под названием турецких бань, но в последнее время их всё чаще называют по-арабски «хаммамами» (рис. 4). Поскольку по мусульманским представлениям мытьё в стоячей воде было эквивалентно мытью в собственной грязи, то в хаммамах роль купаний в ваннах и бассейнах была существенно снижена. Основными элементами хаммамов стали помещения с теплыми полами, получившие название «хараре», с горячими каменными столами — платформами посреди помещения для потения лежа на горячем камне (в том числе и на расстеленной простыни), а также для массажа. Мылись в хаммамах около умывальников с мочалками, сидя на каменных ступенях, расположенных вдоль стен.

Рис. 4. Принцип устройства хаммама. 1 — гипокауст (подвальная печь), 2 — столбики из камня или кирпича, удерживающие перекрытие гипокауста (фрагмент), 3 — направления движения дымовых газов, 4 — прохладный бассейн, 5 — холодный и горячий водопровод от наружных котлов с водой, в том числе нагреваемых от гипокауста, 6 — умывальники (раковины), используемые для мытья тела, сидя на скамеечке (джурны), 7 — теплые подогреваемые полы, 8 — каменная (мраморная) платформа для прогрева, потения и массажа (лежак, чебек, чебек-таши, супа), 9 — сиденье, скамья для потения, 10 — проем освещения, 11 — влажная горячая комната - кальдарий (хараре), 12 — сухая потельня, 13 — котел для нагрева воды (хиляль), 14 — печь для нагрева воды.

Хаммамы в значительно большей степени используют банный принцип (в том числе и внеклиматический), нежели термы, являющиеся скорее ваннами и бассейнами, хотя и последние зачастую использовались в целях экономии лишь для зачерпывания воды. С появлением керамических, а затем металлических труб размеры подвальной печи хаммамов уменьшились, а система дымовых ходов в полах и стенах усложнилась, причем стали применяться и вторичные теплоносители — горячий воздух и горячая вода, нагреваемые в трубчатых теплообменниках от дымовых газов, что повышало чистоту воздуха в помещениях. С разработкой надежных способов герметизации труб, система подачи воды, в том числе и горячей, стала использовать напорный водопровод.

Если хаммамы располагались в местах наличия геотермальных вод, то вместо платформы для потения строили бассейн с горячей проточной термальной водой, подводимой прямо из источника. Такая конструкция была уже очень близка к купальням Японии, обладающей более чем 26 тысячами источников горячей природной воды, часто очень сильно минерализированной. Ручей с горячей водой, называемый «онсэн» (источник), углублялся или перегораживался так, чтобы образовался мелкий проточный водоём глубиной (0,2-0,5) м с каменистым дном. Над водоёмом сооружался домик с дощатым полом и с отверстием (1-20) м² в настиле строго над водоёмом. Купающиеся обливались водой и тёрлись, стоя в воде или сидя прямо на дощатом полу (А.З. Рубинов, История бани, М.: НЛО, 2006 г.). Такие купальни назывались «сенто» (что дословно переводится как «горячая вода за мелкие деньги», то есть «дешёвый кипяток»), поскольку были общественными и платными. При купаниях на дому использовались рукотворные ёмкости, по-японски называемые «фуро» (ванны, дословно — углубления), наполняемые горячей водой. Сначала моются мочалкой с тазиком (раньше строго без мыла, сейчас с мылом), сидя на стульчике, затем на 10-20 минут погружаются в деревянную бочку (или в каменную, керамическую или металлическую ванну, либо иной резервуар) с горячей водой. Потом делают массаж, растирая тело жесткой рукавицей и заодно удаляя остаточные количества грязи и ороговевшего слоя кожи, насухо вытираются и, закутавшись в халат и одеяло, долго потеют, отдыхая лежа на кушетке (рис. 5).

Рис. 5. Принцип устройства японской бани (фуро): 1 — банное мытьё в тазике, 2 — купанье (прогрев) в фуро (ванна), 3 — отдых с потением под одеялом.

Концепция терм и хаммамов нашла дальнейшее развитие в конце XIX века в Англии и Ирландии. Первая турецкая баня была построена в Ирландии в 1856 году врачом Бартером в чисто лечебных целях. Идея быстро распространилась и была доработана с учётом прогресса технологии водогрейных котлов для паровых машин. Печное отопление было заменено  на водяное, причём нагревались водой не только стены (как батареи в современных квартирах), но и приточный воздух в калорифере (рис. 6). С учётом небольших размеров бани это обеспечило пониженную влажность воздуха: при типичной температуре 60°С дышится в ирландских банях легко. Напомним, что воздушное отопление было издавна весьма распространено для обогрева наиболее богатых европейских средневековых замков и даже в XVI веке царских покоев Московского Кремля: сначала дымовыми газами от печи прогревались приточные вентиляционные каналы в каменных стенах, а затем печь гасили, и в этих каналах подогревался приточный воздух.

Рис. 6. Принцип устройства ирландской бани (вариант с котельным отоплением): 1 — водонагревательный котел, 2 — система труб (батарей, регистров, змеевиков) в стенах и полах для водяного обогрева помещения (наружная теплоизоляция, декоративная обшивка и несущие конструкции не показаны), 3 — сиденье каменное водообогреваемое, 4 — лежак каменный водообогреваемый, 5 — теплообменный воздухонагреватель для приточного воздуха (воздушное отопление, подогрев притока естественной вентиляции), 6 — трап с сифонным сливом, 7 — расширительный бак верхний, 8 — расширительный бак нижний, 9 — расширительный бак мембранный герметичный (выбирается одна из позиций 7, 8, 9), 10 — вытяжные вентиляционные отверстия.

Девятнадцатый век стал началом торжества централизованного энергоресурса — в общественные бани и в индивидуальные жилища пришли высоконапорный водопровод, канализация, газ, электричество, горячая вода, вентиляция. Квартирные ванны в XX веке стали основным средством личной гигиены, а общественные бани (купальни) в Европе превратились в оздоровительно-развлекательные бассейны, а затем в аквапарки.

Одноместные квартирные ванны с горячей водой по существу являются потомками римских сосудов-тепидариев и западноевропейских купелей. Так, например, в термах Диоклетиана в Риме еще тысячу семьсот лет назад наряду с бассейнами было три тысячи одноместных ванн для мытья. Квартирные ванны (как средство личной гигиены) в силу интимности и оперативности оказались более востребованными, чем общественные купальни, даже самые роскошные, оснащенные самыми современными душами, ваннами и бассейнами. Низконапорные души (водопады) стали потомками черпака (лейки) и в силу высокой гигиеничности постепенно превратились в главное средство для мытья, в том числе и в банях.

История бань — это история единого для всего человечества технического прогресса, веками перемалывавшего все национальные бытовые традиции и религиозные предубеждения в области мытья и купаний.

Рис. 7. Принцип устройства пластиковой пародушевой кабины. 1 — пластиковый несущий корпус, 2 — стеклянная дверь, 3 — стеклянный потолок, 4 — осветитель, 5 — поддон, 6 — слив, 7 — душевая панель с верхним душевым рассекателем и гидромассажными пульсирующими форсунками, 8 — сиденье, 9 — парогенератор (кипятильник), 10 — пульт управления, 11 — исполнительный блок, 12 — зеркало, 13 — направление распространения пара.

Упомянем одно из самых последних достижений современной сантехники — пародушевые кабины, промышленный выпуск которых налажен в массовом масштабе во многих странах и которые пользуются огромным успехом во всех высокоразвитых обществах (рис. 7.). Такие кабины выполняются в изысканном дизайне из высококачественного пластика с прозрачными ударопрочными стеклянными дверями, снабжены гидромассажным душем, небольшим простейшим сиденьем, парогенератором, представляющим собой электрический кипятильник-испаритель. Работа кабины контролируется электронным программируемым управляющим пультом, расположенным непосредственно в пародушевой кабине. В рекламных источниках такие кабины часто называют квартирными турецкими банями, что, конечно же, абсолютно не соответствует сути и духу турецких бань.

Источник: Теория бань. Хошев Ю.М. 2006

История восточных бань

Довольно богатую и объемную историю имеют восточные бани. Англичанин Дэвид Эркварт – заядлый путешественник и автор нескольких книг в середине XIX века открыл в Европе тонкости организации бань по-восточному. Он подробно в деталях описал технологию восточной парильни, но по ошибке приписал это изобретение только туркам. С тех пор и повелось, что все мусульманские бани называют турецкими. Хотя на самом деле такой тип бань характерен в целом для всего Востока.

Восточные бани – это неточное их название. Это не совсем бани и не сауны. Они имеют свое название – хаммам, что в буквальном смысле означает «распространяющий пар».

Арабские бани имеют сходство со знаменитыми греческими банями. Хотя известность греческим баням принесли римляне, которые переняли опыт строительства бань у греков. Стоит отметить, развалины древних самых первых купален сохранились до настоящего времени.

Восточный народ долгое время скептически относился к купанию в ваннах и бассейнах, считая купание в них нечистоплотным: ведь смываемая грязь в воде остается. И предпочитал воду только проточную. Поэтому сауны к арабам пришли примерно в 700 году н.э. К тому времени греки использовали это изобретение уже несколько тысячелетий.

Глубокий религиозный смысл приписывали баням. Как сказал пророк Мухаммед, что чистота – это половина веры, а тепло хаммама плодовитость увеличивает, приумножая ряды исламских верующих. Бани очищали тело и дух. Библиотеки, театры и всякие развлечения при банях были запрещены. Разрешался только массаж.

Арабские бани строили не из дерева, а из камня, в частности мрамора, что отличало их других видов парилен. И это естественно. Древесина для большей части людей была роскошью, ведь обширные местные территории были абсолютными пустынями. Поэтому в качестве строительного материала использовали мрамор, который надежно сохранял тепло. Скромная внешняя архитектура вступала в контраст с богатым внутренним убранством, поражающим роскошной мраморной мозаикой удивительной отделки.

Хаммам в традиционном стиле – это строение в виде ладони. В постройке в виде кисти располагался предбанник – джамекян. Температура здесь достигала 30 – 40 градусов. Здесь раздевались, готовились к процедурам и подготавливали тело к горячему воздуху, разогревая его.

В средине хаммама находилось довольно большое парное помещение – согуклюк. В центре парной в стенах и под полом устанавливались большие чаны. Они прогревали всю комнату. Здесь же в парильне располагались мраморные большие лежаки – «чебек-таши» или камень для живота. На них ложились, чтобы распариться. Влажность в парильне достигала 100 %. Пар, характерный для хаммама становится виден. Для поддержания высокой температуры постоянно поливали горячей водой стены, лежаки и пол.

От согукляк – центральной парильни отходили специальные ниши как пальцы руки. Каждая ниша имела свою определенную температуру от 70 до 130 градусов, которая постоянно поддерживалась. Такой температурный разбег специально сделан был для того, чтобы человек мог постепенно пропарить свое тело.

После основательной пропарки предстоял общеукрепляющий массаж в руках массажиста. Со стороны техника арабского массажа выглядит довольно жестокой. Массажист ударял, заламывал руки, топтался по спине ногами. Но при этом клиент не роптал, он не чувствовал дискомфорта. Ведь пропаренные мышцы с удовольствием воспринимали такое обращение.

В конце парильной церемонии предстояло посещение бассейна с водой разной температуры, мытьем и отдыхом в специальной комнате – кейфе. Здесь посетителям предлагались прохладительные напитки.

Преемственность традиций характерна для Востока. Актуальность традиций организации хаммамов не потеряла актуальности и в наши дни. Во многих восточных городах, в частности в Стамбуле и Бухаре можно обнаружить настоящие традиционные хаммамы, выполненные по всем правилам. И несмотря на то, что усовершенствование коснулось и технологии парения, облик хаммамов, их атмосфера передаются в наши дни почти также, как и тысячи лет назад.

Экскурсия на восточную баню в Таразе

Экскурсии по городам Казахстана.

 «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен. В этом благословенном городе (Мекке) две бани. И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани. В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой»

Ибн Джубайр от XII век.

Самые интересные места Казахстана.

Баня в восточном городе по праву занимала в ряду общественных сооружений видное место, ведь в жизни горожан она играла одну из первостепенных ролей и после мечети была самым посещаемым местом. Дж.Эссад писал «Бани также необходимы мусульманину, как и мечети…». На востоке были известны медицинские постулаты благотворного влияния бани на организм. В IX-X в. Закирия ар-Рази, описывая влияние бани на организм человека, рекомендовал украшать бани хорошей живописью, которая исцеляет от меланхолии и облегчает груз заботы. Бани появились не раньше VIII в. проникнув в Среднюю Азию из районов Средиземноморья, т.е. являются «прямыми потомками» античных, т.е. древнеримских терм. Бани обнаружены при раскопках: Афрасиаба, Нисы, Ташкента, Тараза, Отрара, Каялыка. Бани играли важную роль в жизни древних и средневековых горожан. В них не только мылись, но использовали для «поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встреч и дружеской беседы с приятелями, для разговора о купле и продаже, о торговой сделке и показа мастерства в шахматах и нардах». Говоря о древних и средневековых банях, хотелось бы остановиться на истории строительстве бань. У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими. По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни. Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.). Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение, появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. Баня была и лечебницей. В самих банях, как свидетельствуют источники, делали лечебный массаж и готовили ванны с целебными растворами. Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами. Популярность этих заведений среди городского населения Востока была велика. Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани. И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани. В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой». Общественные бани появились в городах Средней Азии не раньше VIII в.; их появление и распространение здесь было, несомненно, следствием включения среднеазиатских земель в состав Халифата и возникших в связи с этим прямых культурных связей с его западными областями, где были живы традиции эллинизма. В середине IX века, если не раньше, бани имелись в большинстве городов Средней Азии, причём в крупных городах - например, в Самарканде - их было множество. Такое неожиданно быстрое их распространение было вызвано культовыми и бытовыми узаконениями ислама и, не в последнюю очередь, жарким и сухим климатом. Среднеазиатские бани, сохранившие арабское название «хаммам», вскоре превратились в один из важных общественных институтов. Этот вид архитектуры прошел довольно долгий путь развития в Средней Азии. Этому, несомненно, способствовало и расширение области применения жженого кирпича: бани, построенные из сырцового кирпича и пахсы, быстро развалились бы, если бы их стены, полы и своды не покрывались особой водоустойчивой обмазкой. Этот водонепроницаемый раствор, называемой «кыр», изготавливался из извести, камышовой золы и виноградной патоки. Он был сложен в изготовлении и к тому же ненадёжен: достаточно было небольшого отверстия в кыровой штукатурке, чтобы сырцовая постройка, наполненная горячим влажным воздухом и водой, начала разрушаться. Можно полагать, что распространение жженого кирпича способствовало широкому, а позже массовому строительству бань в Средней Азии. В рассказах путешественников X века о городах Средней Азии бани упоминаются довольно часто, с одобрением или порицанием. Аль-Мукаддаси нашел бани Бухары (во множеством числе) приятными, выразил восхищение прославленными банями Мерва и Нузвара, и неодобрительно отозвался о грязных банях Нишапура и Туса; о многочисленных банях самарканда упомянул Ибн Хаукаль. По сведениям Наршахи в X веке в Бухаре насчитывалось несколько бань, самой известной из которых была «Хаммом хон» (Ханская баня). К середине XIX века здесь уже было более 16 бань, в Ташкенте в этот период имелось 11 бань, в Самарканде к началу XX века действовало 8 бань. В истории строительства банно-купальных сооружений можно проследить общие закономерность градостроительных приёмов. Часто купальни строились в составе дворцовых комплексов и общественных зданий, расположенных в центре города. Если же они находились отдельно, то чаще всего располагались в коммунально-хозяйственной зоне города. Бани были частными и публичными. Первые строились при жилищах и предназначались для владельцев и их гостей, вторые отличались большей вместимостью и соответственно иным устройством, возводились правителями или богатыми горожанами, и были платными. В XI - XII в.в., доходы от публичных бань иногда завещались в качестве вакфа для медресе и госпиталей. В городах исламского Востока публичные бани - большие, богато украшенные здания с массажными, комнатами для отдыха и лечебных процедур – играли ту же роль, что и термы в древнем Риме. Они играют её, в общем, и ныне. Материалы полученные археологом А.Н.Бернштамом в ходе раскопок бани (XI-XII вв.) Тараза, свидетельствуют о том, что в домонгольский период для Среднеазиатского региона в целом характерна античная традиция. Раскопанные экспедицией бани расположены у северо-восточной башни цитадели. По окончании раскопок план постройки бани, говорили о том, что это баня - «хамам», а детали в строении и находки в ней свидетельствовали о том, что постройка XI - XII века. На территории рабада Отрара обнаружены и раскопаны три бани, что является еще одним подтверждением значимости Отрара как одного из крупных городов Средней Азии и Казахстана. Наиболее ранняя отрарская баня датируется XI - XII в.в. В результате работ археологов в 2001 году на территории средневекового городища Антоновка, отождествляемого с городом Каялыком, была открыта и исследована баня-хамам, датируемая XIII в. Аналог восточной бани был построен 1906 году жителем города Аулие-Ата Кали- Юнусом - первым меценатом нашего города. Считалось благородном делом на Востоке строит общественные учреждения мечети, бани. Этому благородному делу просветил свою жизнь Кали-Юнус. О его жизнедеятельности пока не найдено ни одного исторического документа, однако сохранились плоды его творения - восточная баня и мечеть носящие его имя. Баня является архитектурным памятником Аулиеатинского периода. Баня имеет архитектурно-историческую ценность, как памятник хозяйственно-бытовой архитектуры прошлых веков. По сведениям местных жителей ещё в 50-е годы XX века использовалась по назначению. Баня Кали-Юнуса- архитектурное сооружение конца XIX-начало XX века с размерами сторон 18 х 25. Сохранилось 10 помещений различного размера.  В юго-восточном углу прослеживаются остатки еще одного помещения, в настоящее время разрушенного. Помещения соединены между собой арочными проходами, стены отштукатурены. Толщина стен 0,8 м, высота стен 2,5 – 3 м, высота помещения 4 – 6 м. Каждое помещение перекрыто сверху куполом, выложенным из жженного кирпича, как и все сооружение. верхней части купола заканчиваются прямоугольными отверстиями для освещения. Внутри помещения украшены арками, фигурными нишами. В декоре фасадов использована лицевая кирпичная вкладка, интерьеры оштукатурены. Планировочная структура здания состоит из трех различных по функциональному использованию групп помещений: - зона общего пользования – включает прихожую, вестибюль, комнату для отдыха, моечный зал с массажной суфой в центре и угловыми нишами, помещение для прогревании, две комнаты с нишами, обращенными к резервуарам с горячей и холодной водой для ее разбора; - технический сектор – с резервуарами для горячей и холодной воды; топкой с нагревательным котлом, вмурованной в кладку; колодца и септиком, расположенными во дворе; - сектор ограниченного пользования – представляет изолированный блок из трех небольших моечных помещений и имеет отдельный выход на улицу. В конструктивном решении использована арочно-купольная система перекрытий. Освещение и вентиляция решены с помощью полюсных отверстий в куполах и небольших оконных проемов в стенах помещений, выходящих на главный фасад. Обогрев здания осуществляется с помощью традиционной для региона системы каналов с аккумулирующими тепло карманами, выполненной под полами. В 1980 году баня была взята под охрану государства. В 1982 году проводились первые реставрационные работы Джамбулской реставрационной мастерской. Автор проекта – Суртаев С. К 2000-летнему юбилею древнего Тараза - в 2002 году проведена полная реставрация специалистами РГКП «Казреставрация». На базе бани с 2007 по 2011 года действовал музей «Древние города Великого Шелкового пути».

На сегодняшний день разрабатывается проект по дальнейшей реставрации памятника.

Литература:С.Хмельницкий. «Гражданская архитектура»., стр.282 Берлин-Рига, 1992 г.К.Байпаков. «Древние города Казахстана».,стр.102,103,210. Алматы, 2007 г.А.Н. Бернштам. «Памятники старины Таласской долины» (Историко-археологический очерк) стр. 54 .Алма-Ата, 1941 г.

Источник и фотографии:Шильдебаева Жазира, инспектор ГИКЗМ «Памятники древнего Тараза». http://www.drevniytaraz.kz Farsah.kz.

Восточные традиции парения: хаммам, сведана, офуро и китайская баня

О пользе банных процедур можно говорить бесконечно. Классическая русская парная по праву считается удивительным местом, способным избавить от десятков хворей, подарить отличное настроение и продлить жизнь. Впрочем, планируя строительство бани из бруса, не стоит забывать, что уникальные банные традиции есть и у других народов. Столь популярный в Турции хаммам, японская баня офуро, традиционная финская сауна или даже ледяная криобаня – при желании каждый раз водные процедуры можно превращать в настоящее магическое действо. Итак, в чём же отличия разных типов бань?

Офуро и фурако – традиционные японские бани

В обоих случаях посещение бани предполагает нахождение в бочке с горячей водой. Ценителям фурако предлагается провести в ёмкости с нагретой до 45-50 °С 15-20 минут, при этом голова обязательно должна оставаться в холоде.

Тем, кто предпочитает офуро, предстоит пережить своеобразный «банный маятник» — в течение четверти часа можно оставаться в бочке с относительно комфортной температурой (38-40°С), после чего происходит погружение в леденящую воду с температурой 12-15°С. Такой цикл повторяется трижды, причём пребывание в горячей воде может сопровождаться гидромассажем всего тела или массажем головы.

Сведана – ароматная индийская парная

Устройство бани очень напоминает уменьшенную копию финской сауны. Внутри плотного деревянного ящика помещается печь с раскалёнными камнями, на которых постоянно кипит отвар лекарственных трав. Сверху ящик закрывается специальной крышкой с отверстиями для головы: по традиции индусы не прогревают голову, а воздействию горячего пара подвергается только тело. Весь ритуал занимает около 20 минут, в течение которых можно не только испытывать исцеляющее воздействие пара, но и слушать мелодичную музыку или наблюдать за мерцанием свечей.

Кстати, если похожую процедуру вы решите провести в домашних условиях, обеспечить производство свечей вполне реально собственными силами. Всё, что для этого потребуется – воск или парафин, толстая натуральная нить для фитиля, вощеная бумага и немного терпения.

Помимо аналога парной, сведаны, в Индии можно посетить и классическую сауну (кути). Её особенностью является широкое использование различных лекарственных трав и относительно невысокая температура (не более 50°С).

Китайская баня

В разных регионах страны банные традиции могут существенно отличаться: в Южном Китае бани очень похожи на турецкие хаммамы, а в восточных провинциях – напоминают японское офуро.

Впрочем, классическая китайская баня – это всегда умеренная температура (не выше 80-90°С). После парной следует приятный массаж с использованием соли, масел и скрабирующих элементов. Завершить банные процедуры предлагается окунанием в бассейн. Правда, холодной воду в нём назвать сложно, в среднем температура составляет около 17-20 градусов. В конце парения принято отдыхать в комнате отдыха – комфортно устроившись на мебели из бамбука, можно вести неспешные беседы, посмотреть телевизор или даже выспаться – безмятежный сон уже включён в перечень услуг, оплаченных при посещении бани.

Хамамм или турецкая баня

Пожалуй, наиболее популярный вид восточных парных. Здесь не слишком жарко (45-60°С), зато очень влажно. Посетителям предлагается отдохнуть на тёплых лежаках из камня в то время, как опытный банщик виртуозно проводит процедуру мыльного массажа. Действо начинается в облаках ароматной пены, а завершается тщательным пилингом всего тела с использованием специальной рукавицы кессе. Такая процедура не только дарит колоссальное удовольствие, но и обеспечивает полное расслабление мышц.

Понравилась статья? Посоветуй друзьям:


Смотрите также