Вы здесь

Турецкие бани картина


Турецкая баня, Жан Огюст Доминик Энгр

Турецкая баня - Жан Огюст Доминик Энгр. 1862. Холст на дереве, масло. 110x110 см

   Первое удивительное открытие, связанное с картиной «Турецкая баня» - это возраст художника. Жану Огюсту Энгру было уже за 80, когда он закончил одну из самых откровенных картин. Некоторые исследователи считают, что этой работой он подвёл жирную черту в своих изысканиях в жанре ню.    Второе открытие связано с необычайным композиционным решением. Нет, это не скрытое потайное окошко, в котором зритель может разглядеть откровенную сцену восточного гарема, а тщательно выверенная сложная композиция сферического характера. Автор выбрал форму тондо, а ощущение объёма получено с помощью филигранной игры света.    Вначале работы картина имела привычный прямоугольный вид, но Энгр, который, как и все художники в ту пору экспериментировал с пространством, остался недоволен этим вариантом (хотя и продал его принцу Бонапарту), решил снова приступить к данному сюжету, но уже избавившись от линейной перспективы.

   В итоге, картина, красующаяся нынче в Лувре, значительно превзошла первоначальный вариант, и заняла своё место в ряду картин Энгра, признанных шедевральными.

   Томные плавные фигуры наложниц, заполняющие всё пространство, написаны в бежево-телесной, золотистой палитре, разбавляемой цветовыми контрастами в виде синей подушки, высокой вазы, тёмной матовой кожи девушки-негритянки, красного пола.    Каждая из обнажённых женщин, чувствует себя свободно и расковано – кто-то танцует, кто-то играет на струнном инструменте с тонким грифом, а кто-то просто откинулся на мягкие матрасы, наслаждаясь происходящим. Сегодня считается, что некоторые фигуры девушек не имеют аналогов в европейском искусстве вообще, отсылая зрителя скорее к традициям Индии.

   Картина «Турецкая баня» считается лучшей работой Энгра и одной из самых известных шедевров мира. Неслучайно именно с этой работы Лувр открыл серию выставок-досье, демонстрирующих обо всех этапах работы над одной картиной. В 1971 году посетителям необычной выставки одной картины, было предложена вся информация об этапах работы над ней, эскизы, наброски, а также картины других художников, написанных под влиянием этого произведения, доказывающим огромное влияние «Турецкой бани» на мировое изобразительное искусство в целом.

muzei-mira.com

Описание картины Жана Огюста Энгра «Турецкая баня»

Энгру было семьдесят девять лет, когда он начал работу над этой картиной и восемьдесят два, когда он закончил её. Ею он подводит итог – всю жизнь посвятив работой и изысканиям в жанре ню (то есть, в жанре обнаженной натуры), он находит свой смысл, свой Грааль, и лучшее, чему сумел научиться, воплощает в «Турецкой бане».

На ней изображен гарем турецкого хана, отправившийся в баню в полном составе. Томные женщины заполняют все пространство картины, и на первый взгляд она кажется весьма хаотичной. На самом же деле, она естественно и плавно вписывается в круг.

Центральная женская фигура повернута к зрителю спиной. Волосы женщины замотаны в тюрбан, из-за плеча её выглядывает гриф музыкального инструмента. На подушках со всех сторон возлежат друге женщины, одна сидит, опустив ног в прохладную воду бассейна, одна танцует – вряд ли услаждая взгляды своих подруг, скорее вспоминая танец или желая кого-то научить.

Картина буквально светится телесным, светлым цветом наготы, который только кое-где прорывается яркими пятнами. Негритянка с кожей смуглой, как бронза, синий кувшин, столик с благовонными маслами и притираниями.

Томное сладострастие картины затягивает. Если долго смотреть на неё – почувствуешь ароматный горячий пар, расслабленную негу множества женщин, пришедших в баню не только помыться, сколько отдохнуть, поболтать и навести красоту. Они не думают о том, как выглядят, просто наслаждаются происходящим, и в том, как Энрг выписывает их – каждую с тщанием, с отдельный мыслью, прорисовывая черты лица, складки кожи, мягкость очертаний, и видно, насколько он любит их, прекрасно понимая, как устроено женское тело, какие в нем движутся мышцы, как расположен на нем жир.

Мягкость, плавность и томность «Турецкой бани» радует глаз и наводит на приятные, легкие и немного душные размышления.

opisanie-kartin.com

Турецкие бани, 1863 - Жан Огюст Доминик Энгр - WikiArt.org

«Туре́цкая ба́ня» (фр. Le bain turc) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Тондо диаметром 110 см по состоянию на 2013 год находилась в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема. Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами. Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении. Художник начал работу над полотном в 1859 году, и первоначально картина была прямоугольной. В этом же, 1859 году, её купил принц Бонапарт. Однако некоторое время спустя Энгр возобновил работу над картиной и превратил её в тондо, одновременно переписав некоторые фигуры. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году. Подпись художник дополнил указанием на свой возраст: «Aetatis LXXXII». На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение «Большой купальщицы» (иначе «Купальщицы Вальпинсона», 1808). Спина женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.

Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.

Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина: Две женские фигуры, полулежащие справа, не имеют аналогов в западном изобразительном искусстве. По мнению Кларка, в «Турецкой бане» обнажённые женщины вызывают реминисценцию со скульптурой храмов Южной Индии. Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема. Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами. Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра[fr] при содействии Мориса Феная[fr]. Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.

«Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение. Перед выставкой была проделана обширная работа по исследованию и реставрации картины, сбору и тщательному изучению материалов, связанных с её созданием. Были подняты темы влияния на Энгра работ других мастеров и воздействия «Турецкой бани» на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Из 82 позиций в каталоге выставки 62 — подготовительные наброски и этюды Энгра, а также работы предшественников, под влиянием которых художник создавал своих персонажей. Завершающий раздел экспозиции был составлен из 20 картин и рисунков, где в большей или меньшей степени отразились впечатления художников 20 века от «Турецкой бани». Среди них — четыре рисунка Пабло Пикассо, созданные в период 1918—1968 годов. Для того, чтобы подчеркнуть центральное положение в выставке именно картины Энгра, некоторые из экспонатов были представлены фотографиями.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

www.wikiart.org

Турецкие бани (картина) - это... Что такое Турецкие бани (картина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Турецкие бани (значения).

«Турецкие бани» (фр. Le bain turc) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Полотно было завершено в 1859 году в форме квадрата и тогда же куплено принцем Бонапартом. Однако через год художник возобновил работу над ним и превратил его в тондо. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году.[1] Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр обществом друзей Лувра и содействии Мориса Фенайя. В настоящее время находится в 60-м зале на 2-м этаже галереи Сюлли в Лувре. Код: R.F. 1934.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

Источники

Ссылки

  • «Турецкие бани» в базе данных Лувра (фр.)

dic.academic.ru

ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК Турецкая баня, 1862

Монтобан, 1780 — Париж, 1867

Холст на дереве, диаметр 108 см. Передана в Лувр в 1911 г.

← Назад к списку картин Лувра

Это тоже надо видеть:

  • АНДРЕА МАНТЕНЬЯ Марс и Венера, или ПарнасИзола-ди-Картуро (Венето), 1431 — Мантуя...
  • Братья Лимбурги. Средневековый Лувр представлен на заднем плане изображенной сце...Страница из Роскошного часослова герцога...
  • КАЛЬЯРИ ПАОЛО, ПРОЗВАННЫЙ ВЕРОНЕЗЕ Христос в ЭммаусеВерона, 1529 — Венеция, 1588 Холст, 2...
  • КЛУЭ ЖАН Франциск 1, король ФранцииПариж ?, ок. 1485/90-1540/41 Дерево, ...
  • КОРО ЖАН БАТИСТ КАМИЛЬ Вид Колизея от садов Фарнезе, 1826Париж, 1796-1875 Бумага на холсте, 30...
  • ЛОРЕНС ТОМАС Дети Джона Энджерстайна: Джон Джулиус Уильям, Кэролайн Эмили, Элиза...Бристоль, 1769 — Лондон, 1830 Холст, ...
  • РАФАЭЛЬ CAHTИ, ПРОЗВАННЫЙ РАФАЭЛЬ Бальдассаре Кастильоне, до 1516Урбино, 1483 — Рим, 1520 Холст, 82 х ...
  • РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН Автопортрет без шляпы, 1633Лейден, 1606 — Амстердам, 1669 Дерево...
  • РЕНИ ГВИДО Похищение ЕленыКальвенцано, 1573 — Болонья, 1642 Хол...
  • ШКОЛА ФОНТЕНБЛО Габриэль д’Эстре с сестройок. 1590 Дерево, 96 х 125 см. Приобре...

mylouvre.su

Турецкие бани | Великие художники

27.05.2015

Жан Огюст Доминик Энгр «Турецкие бани», 1862

Лувр, Париж

Неоклассицизм

Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог теме купальщиц, которая давно присутствовала в его творчестве. Полотно в форме квадрата было завершено в 1859 году и тогда же куплено принцем Бонапартом. Однако через год художник возобновил работу над картиной и превратил её в тондо. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году. Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра при содействии Мориса Феная. В настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

greatartists.ru


Смотрите также