Вы здесь

Скрайбер это


Что такое скрайбинг: рассказываем просто о сложном

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? Надоели скучные презентации? Много таких ситуаций у нас было до тех пор, пока мы не узнали про скрайбинг. После долгого тестирования на жизнеспособность мы поняли: скрайбинг — это именно то, что мы так долго искали.

Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Но чтобы понять, лучше один раз увидеть видеоролик или живую работу скрайбера.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Что произошло, когда мы выросли? У большинства из нас закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? Но скетч может нарисовать каждый из нас. Да и мыслим мы не текстом, а именно образами. Когда вы думаете о море, что вы представляете: слово «море» или картинку с морем?

Скрайбинг предназначен для объяснения сложных смыслов, образования, продвижения и рекламы, презентаций и докладов, ведения записей и дневников. На наш взгляд, его можно использовать любому человеку каждый день. Да, во всех этих сферах есть свои технологии, но автомобиль же изобрели? И мы считаем, что лучше использовать современные технологии.

Разновидности скрайбинга

  1. Видеоролики — создание и использование готового видеоролика в скрайбинге.
  2. Скрайбинг на мероприятиях, таких как конференции, семинары, презентации, обучение. Скрайбер производит отрисовку основного смысла прямо в процессе мероприятия.
  3. 3D-скрайбинг — использование 3D-ручек для создания образов в объёме. В итоге получается красивая история, которую можно потрогать и оставить на память.

Инструменты для скрайбинга

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер (маркер, ручка),
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования,
  • планшет со стилусом (хотя можно и пальцем водить по экрану),
  • компьютер.

Основные этапы скрайбинга

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до людей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.

Поэтому рекомендуем выстраивать подготовку следующим образом:

  1. Придумать идею. Она должна быть понятной и цеплять аудиторию.
  2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
  3. Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
  4. Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.
  5. Посмотреть на восхищенные лица слушателей. :)

Скрайбинг и дети

Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст:

Мороз и солнце, день чудесный.

О чём грустишь, мой друг прелестный?

Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Как вариант:

  • Мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со смайлом).
  • О чём (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг (рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки)?

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.

Основные заблуждения

  1. «Я не умею рисовать». Ага, конечно! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
  2. «Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
  3. «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
  4. «Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.

Конечно, трудно мгновенно научить человека скрайбингу. Поэтому мы собираемся выпустить первую книгу о скрайбинге, благодаря которой вы сможете научиться применять его для решения своих ежедневных задач. Для этого нами запущен проект на краудфандинговой платформе Boomstarter. Наша книга настолько быстро вызвала интерес у людей, что за десять дней (из запланированных 45) мы собрали 91% необходимых средств!

Павел Петровский,

Карта книги

lifehacker.ru

Евгения Ворожбитова. О работе скрайбера и техниках визуализации для детей и взрослых

Руководитель, методолог и тренер образовательного проекта для школьников #ИнсайтШкола компании Инсайт Груп

– Чем занимается компания Инсайт Груп? – Insight Group — это тренинго-консалтинговая компания, которая занимается индивидуальным и корпоративным обучением людей. Миссия компании — дарить компаниям, которым не все равно, возможность быстрого и устойчивого роста через развитие потенциала людей и повышение осознанности. Одно из направлений, которому мы обучаем руководителей и сотрудников компаний, тренеров и просто всех желающих, — это техники визуализации.

В компании я развиваю свой проект — #ИнсайтШкола. И обучаю техникам визуализации школьников. Обучаю их учиться осознанно с помощью визуализации, создавать визуальные заметки для увлекательной учебы. Это совершенно новое направление на рынке образования!

– Что такое визуализация? – Визуализация — это особый способ работы с информацией. При помощи техник визуализации человек учится осознанно работать с информацией. Визуализация просто необходима всевозможным тренерам и педагогам, которые работают с людьми и что-то им объясняют. Язык образов понятен всем и лучше запоминается. Но на самом деле визуализация пригодится вообще всем. Эти техники позволяют структурировано передавать информацию на бумажный носитель. Таким образом повышается скорость усвоения новой информации, она запоминается на более долгий срок. Также визуализация — полезнейший инструмент для коммуникации, чтобы люди говорили на одном языке.

В #ИнсайтШколе я обучаю школьников учиться осознанно, используя для этого инструменты визуализации. Учу создавать визуальные заметки, используя яркие заметные заголовки, образы, контейнеры, чтобы структурировать информацию и легче ее запомнить.

– Дети какого возраста могут учиться созданию визуальных заметок? – Мы занимаемся обучением школьников с 4-го по 11-й классы. У нас есть образовательный курс «Визуальные заметки для увлекательной учебы». Он состоит из двух ступеней. Первая — базовая ступень, а вторая — продвинутый курс для тех, кто хочет усовершенствовать свои навыки. 

– Как происходит процесс обучения? – Мы собираем мастер-классы для небольших групп от 10 до 20 человек в нашем Инсайт Доме в центре Москвы. У нас там большое уютное пространство, в котором даже живет несколько котиков. Кроме того, нас периодически приглашают в школы. А однажды я вела выездной мастер-класс на 160 детей!

Обучение проходит в первой половине дня, когда процесс может быть максимально эффективным, и длится четыре часа. Мы стараемся выстраивать занятия таким образом, чтобы теория сменялась практикой, командные упражнения — индивидуальными заданиями. Кроме того, периодически устраиваем небольшие перерывы, чтобы все воспринималось комфортно и ученики переключались.

– Нужно ли уметь рисовать, чтобы научиться создавать визуальные заметки? – Существует миф, что большинство людей не умеет рисовать, что для такого нужно учиться в художественной школе. К нам приходят педагоги, руководители отделов обучения, и говорят, что они вообще не могут ничего изобразить. Но на самом деле все состоит из простых форм. Мы учим людей видеть их, последовательно рисовать, и в итоге человек понимает, как создается та или иная картинка. Кроме того, в технике визуализации не требуется создавать шедевральные полотна. Мы учимся рисовать простые рисунки, на которые не требуется много времени, так как основная задача визуализации — быстрая фиксация информации. Обычно после наших мастер-классов участники остаются в восторге от того, что у них все получилось.

– Как дети могут использовать техники визуализации? – Современным детям свойственно клиповое мышление — они быстро переключаются с одного на другое. Информации с каждым годом все больше. И важнейший навык сегодня — обработка информации. Детям необходимо научиться из сплошного потока улавливать самые нужные сведения, быстро их запоминать и применять. Визуализация в этом очень помогает. Создавая визуальные заметки, ребенок учится быстро выхватывать самую нужную информацию и фиксировать именно ее, а не каждое слово учителя. Ребята могут использовать визуализацию на уроках, когда конспектируют материал, или когда самостоятельно работают с учебниками дома. 

– Представителям каких профессий эта техника требуется в работе? – На самом деле, визуализация пригодится абсолютно всем, ведь она учит эффективно работать с информацией. Чаще всего к нам на обучение приходят тренеры или педагоги, сотрудники HR-отделов. Они работают с людьми, часто пользуются флипчартом (магнитно-маркерной доской с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота — прим. сайта), с помощью которого доносят информацию до слушателей, поэтому техники визуализации для них очень актуальны. Однако, если такой человек сам не владеет техникой визуализации и не ощущает желания заниматься этим, у него есть выход. Он может пригласить скрайбера. Скрайбер — это специалист, работающий на различных мероприятиях, конференциях. Во время выступления спикера он на своем полотне фиксирует главные тезисы и сопровождает их различными образами, чтобы у всех присутствующих осталась «выжимка» полезной информации.

– Скрайбер работает исключительно на конференциях? – Не только. К нам нередко обращаются с просьбами нарисовать иллюстрации или создать ролики, которые помогут донести какую-то сложную информацию, поскольку образы легче воспринимаются. Часто скрайберов из нашей команды приглашают на стратегические сессии, на которых сотрудники разных компаний вырабатывают стратегические решения. Скрайбер фиксирует все основные идеи, предложенные участниками сессий, чтобы все важные мысли остались и могли быть внедрены и донесены до остальных сотрудников.

Кроме того, у нас есть много своих проектов. К примеру, недавно я создала иллюстрации в формате визуальных заметок для одного образовательного журнала, в которых отразила главные мысли статьи.

– Почему вы решили стать скрайбером? – Работа на скрайбинговых проектах для меня — удивительная тренировка мозга. Быть скрайбером — это очень непростая работа. Ты должен очень быстро соображать, уметь выхватывать самые главные мысли выступающего, быстро фиксировать на полотне, сопровождать визуальными образами. Каждый раз это очень интенсивная «гимнастика» для моего мозга.

– Где нужно учиться, чтобы стать скрайбером? – Можно начать с наших тренингов. К примеру, у нас есть очный мастер-класс «Мастер визуализации: техники визуальной коммуникации в обучении и развитии», на который могут прийти все желающие, а также онлайн-обучение. А дальше — активно практиковаться.

Потом, если человек понял, что он хочет быть скрайбером, он может обратиться прямо в нашу компанию, показать свои работы, изучить сферу, которая ему интересна. К примеру, мы часто скрайбим на HR-конференциях, поэтому будет полезно как можно больше узнать про эту сферу заранее. Тогда скрайбер будет хорошо понимать смысл, о чем говорят спикеры, и сможет трансформировать это в визуальные заметки.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать скрайбером? – Скрайберу нужны хорошие навыки работы с информацией, знание отраслей, в которых он скрайбит, опыт в создании визуальных образов и энтузиазм к созданию визуализаций. Тут речь не столько о предметах, сколько о навыках.

– С какими трудностями может столкнуться скрайбер? – Скрайбинг — это каждый раз определенный стресс. Можно хорошо разбираться в теме, по которой будут выступать люди, но все равно волноваться, поскольку не знаешь, что спикер скажет дальше, хватит ли места на пенокартоне (полотне, на котором создает заметки скрайбер). Это не дает расслабиться, но вместе с тем делает работу интереснее.

– Что вы можете посоветовать почитать или посмотреть людям, которые хотят больше узнать о работе скрайбера? – Есть очень полезная книжка «Визуальные заметки» Майка Роуди. Там подробно и интересно разобраны все основополагающие составляющие визуализации.

Кроме того, на нашей странице в Facebook мы часто выкладываем примеры скрайбов с различных конференций. Думаю, оттуда также можно почерпнуть для себя много всего полезного. 

А чтобы потренироваться в визуализации, можно включать выступления каких-нибудь интересных спикеров, к примеру, TED, и пробовать делать визуальные заметки по их лекциям. Удачи, друзья!

intalent.pro

Что такое скрайбинг — просто и с примерами

Пример скрайбинга на международном форуме. Фото Сергея Барановского

Скрайбинг — это способ визуализации сложной информации. В ход идут простые картинки, несложные схемы,  стрелочки и т.д. Подобная визуализация привлекает внимание, упрощает процесс передачи информации потребителю. В наши дни скрайбинг частенько применяется даже на научных конференциях и всевозможных форумах. Можно сказать, что все мы в детстве были «скрайберами» — рисовали, а потом объясняли родителям что изображено на нашем рисунке.

Традиционные презентации уже не вдохновляют и навевают скуку. В ходе скрайбинга задействуется зрение (информацию рисуют наглядно), слух (информацию проговаривают спикеры/лекторы) и воображение. Скрайбинг — это новый, более прогрессивный вид презентации. Слово происходит от английского «cribe» — «набрасывать эскизы», «scribing» переводится как «описывание» или «разметка».

Скрайбинг используется везде, где он уместен и может принести пользу — в рекламе, образовании и т.д. В том числе он может быть применен в мультимедийной журналистике. Сопроводить новость об ограблении инкассаторской машины поясняющими картинками о ходе преступления — неплохая идея. Конечно, если в ходе ограбления были жертвы, то картинки не должны быть веселыми.

Несколько раз я уже был свидетелем того как на серьезном мероприятии работает профессиональный скрайбер — он прямо на ходу «отрисовывает» главную информацию, которую говорят спикеры. Это всегда вызывает интерес у участников — люди подходят, смотрят, читают, делают фотографии, в том числе селфи на фоне скрайбинговых картин.

Скрайбинг может использовать и сам спикер, что-то рисуя на доске в ходе своего выступления. Кроме рисования может применяться аппликация, то есть выступающий прикрепляет к стенду/плакаты заранее заготовленные фигурки или слова.

Эксперты считают, что вход в журналистику сейчас открыт для любого желающего. Школа журналистики приглашает вас сделать первый шаг в мир журналистики и медиаграмотности на нашем дистанционном курсе. Узнать об этом больше и записаться можно на главной странице этого сайта.

xn----7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai

Что такое скрайбинг?

В последнее время все чаще модное слово «скрайбинг» стало появляться на просторах интернета, входить в лексикон дизайнеров и людей, имеющих отношение к бизнесу.

Как в случае с большинством заимствованных иностранных слов, чтобы разобраться со значением, стоит призвать на помощь словарь. «Cкрайбинг» (scribing) дословно с английского переводится как разметка или гравирование, scribe — переписывать, размечать или гравировать, а scriber — это инструмент для разметки.

В современной креативной и бизнес–среде скрайбингом называется визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.

Скрайбинг — это результат работы скрайбера (или скрайба) — человека с уникальной комбинацией навыков. Профессиональный скрайбер — не обязательно художник. Он должен не столько уметь рисовать, сколько быстро находить точные и простые визуальные символы для понятий или явлений. Не менее важные качества — умение внимательно слушать, анализировать информацию и выделять главное.

Наиболее распространенные виды скрайбинга: скрайбинг–фасилитация и видеоскрайбинг.

Скрайбинг–фасилитация — это метод перевода информации из вербальной системы в визуальную и фиксирования ее в режиме реального времени. Скрайбер зарисовывает основные идеи и ключевые моменты презентации, лекции, конференции, заменяя существительные и глаголы картинками, схемами, графиками.

Скрайбинг с успехом используется как в бизнесе (во время проведения стратегических сессий, на организационных совещаниях), так и в образовании. В принципе, скрайбинг применим в любых ситуациях, где в буквальном смысле необходимо посмотреть на ситуацию в целом, иметь возможность проанализировать связи и отношения, увидеть пробелы и нестыковки. Скрайбинг–фасилитация помогает вовлечь участников в процесс генерирования идей и принятия решений, дает им возможность сформулировать свои мысли по–новому.

Видеоскрайбинг — это удивительный и эффективный метод передачи сообщения определенной аудитории. У него несколько преимуществ. Во–первых, зритель наблюдает многократно ускоренный процесс рисования, что само по себе всегда вызывает положительные эмоции, пробуждает интерес и удерживает внимание лучше, чем обычный видеоряд. Зрителю становится интересно что же произойдет дальше, он вовлекается в визуальное повествование и следит за ходом истории. Во–вторых, в процессе восприятия одновременно участвуют слуховая и зрительная системы, в которых сообщение транслируется параллельно. Это значительно увеличивает процент усвоенной информации, а также закрепляет ее в памяти на более долгий срок. Видеоролики, созданные в стиле скрайбинг, главным образом применяются для передачи информационных и рекламных сообщений.

Если вы ищете новые способы коммуникации с целевой аудиторией, видеоскрайбинг — инструмент для вас.

Стоимость видеоскрайбинга

artalto.com

Скрайбинг: описание и инструменты

Графической фасилитацией называется метод фиксирования информации путем визуализации ключевых смыслов. Фасилитатор Джефф Болл назвал графическую фасилитацию «точной групповой памятью», заметив, что визуальные карты влияют на динамику работы групп, а так же на запоминание материала. 

Графическая фасилитация (Graphic facilitation) — процесс организации групповой работы, направленной на достижение командой поставленных перед ней целей и задач (формирование видения и ценностей, постановка целей, планирование шагов и тд.) при котором активно используются техники интерактивной визуальной коммуникации. Графическая фасилитация, как правило, проходит в двух основных форматах — с предварительной подготовкой (метод визуальных шаблонов) и без подготовки (синхронная визуальная работа с командами).

Более часто используемые термины — скрайбинг и скетчноутинг — представляют собой разные подвиды «graphic recording» (графические заметки).

Скетчноутинг — это способ фиксирования информации с помощью скетчей.  Скетч (англ. sketch, буквально – «эскиз, набросок, зарисовка») – это простой набросок рисунка-образа, график или схема, сделанные буквально за одну минуту. Рукописный текст, схемы, рисунки, условные обозначения из простейших фигур, рамки и стрелки — все это помогает быстро и по ходу законспектировать любой материал.

Скрайбинг — это тоже создание графических заметок, но обязательно публичное. Это метод и процесс иллюстрирования событий в режиме реального времени, всегда зрелищный и вовлекающий.

Скрайбинг – новейшая техника презентации (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний – RSA. Речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Если скрайбер не просто записывает-зарисовывает выступление, но и сам активно участвует в его проведении, то такой метод правильно называть графической фасилитацией. Это вид фасилитации, которая призвана помочь аудитории в решении сложной проблемы путем графической визуализации.

Записав сменяющиеся на экране зарисовки на видео, получим видеоскрайб-ролик. В качестве примеров скрайб-роликов можно привести знаменитый видеоролик Кена Робинсона Новый взгляд на систему образования или также знаменитые видеоуроки Салмана Хана или ролики Дэна Роуэна, также знаменитого популяризатора визуального мышления и многое другое образовательное и рекламное видео.

Разновидности скрайбинга
Классификация 1
  1. Видеоролики — создание и использование готового видеоролика в скрайбинге.
  2. Скрайбинг на мероприятиях, таких как конференции, семинары, презентации, обучение. Скрайбер производит отрисовку основного смысла прямо в процессе мероприятия.
  3. 3D-скрайбинг — использование 3D-ручек для создания образов в объёме. В итоге получается красивая история, которую можно потрогать и оставить на память.
Классификация 2.

Скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный«.

Ручной — классический: голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальный скрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке.

Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon, программы VideoScribe, ….

Классификация 3.

По манере исполнения можно выделить

  1. рисованный скрайбинг — это когда рисуют и снимают процесс рисования (пример).
  2. аппликационный скрайбинг — это когда используются заранее подготовленные фигурки, картинки, текст (пример). Могут быть разновидности с использованием магнитной доски, фланелеграфа и т.п.
  3.  смешанный — объединяющий обе техники: рисование и выкладывание вырезок.
Классификация 4.

По используемым технологиям можно выделить

  1. ручное рисование: человек рисует на листе бумаги чаще всего фломастерами под снимающей его действия веб или видеокамерой. Снятый таким образом материал нуждается в дальнейшей обработке — монтаже, обрезке, часто ускорении в 2-4 раза, наложении аудиодорожки .
  2. скрайбинг с использованием специальных программ и сервисов.
  3. нечто среднее: человек рисует руками, но использует графический планшет и какую-нибудь программу для видеозаписи с экрана (Camtasia или Camstudio или сервисы типа Screencast-o-matic или Screenr).

 Основные этапы скрайбинга

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до людей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок люди теряют суть вашего рассказа.

Поэтому рекомендуем выстраивать подготовку следующим образом:

  1. Придумать идею. Она должна быть понятной и цеплять аудиторию.
  2. Подготовить сценарий. Заранее продумайте и запишите, что у вас будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.
  3. Отрисовать скетчи. Их количество и скорость, с который вы их создаёте, должны совпадать со временем на озвучивание.
  4. Смонтировать видеоролик или провести скрайбинг-сессию.
  5. Посмотреть на восхищенные лица слушателей.
Применение

Длительность видеосюжетов зависит от задумки авторов и колеблется от 45 секунд до 10 минут. Тут как в психологии: действует правило «7-плюс-минус-два». Наилучшая продолжительность скрайб-презентации — от 5 до 9 минут.

Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет он для объяснения нового материала и проверки усвоенного, может быть использован как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке. Наиболее перспективно использование скрайб-презентаций в проектной деятельности.

Инструменты

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • фломастер (маркер, ручка),
  • скетчбук,
  • флипчарт,
  • доска для рисования,
  • планшет со стилусом (хотя можно и пальцем водить по экрану),
  • компьютер.
Обзор сервисов и программ
На сайте Sparkol можно скачать одноимённую программу для видеоскрайбинга. Пробная бесплатная версия может быть использована в течение 7 дней. Программа имеет довольно понятные инструменты для создания скрайб-ролика: библиотеку готовых изображений, эффекты появления, настройки временной ленты и т.д. Правда, интерфейс англоязычный и существенный недостаток — нельзя вставить русский текст. Скрайбинг Как нарисовать презентацию Объясняшки для планшета iPad, позволяющая создавать видеоскрайб-ролики, рисуя на экране планшета. Материалы об этой программе можно найти на сайте xplainto.me, Инструкция.

Дополнительно:
Источники:
  • http://samarina-it.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html
  • https://sites.google.com/site/mkskrajbing/cto-takoe-skrajbing
  • https://lifehacker.ru/2015/07/10/scribing/
  • http://comagency.ru/skrajbing-kak-instrument-marktinga-i-prezentacii
  • http://io.nios.ru/articles2/61/3/skraybing-kak-instrument-vizualizacii-myshleniya
  • http://ingrp.ru/service/skrajbing-i-graficheskaya-fasilitaciya/skrajbing-na-meropriyatii
  • http://murmansk-nordika.blogspot.ru/2015/03/moovly.html
А какими инструментами пользуетесь вы?
Делитесь в комментариях! 

nitforyou.com

«Скрайбинг. Объяснить просто» - техника визуализации смысла.

Привет всем, кто так или иначе заинтересовался скрайбингом и этой книгой! Спешу представиться опытным и начинающим скрайберам: меня зовут Павел Петровский, и я хочу поделиться с вами своей историей знакомства со скрайбингом.

Началась она с просмотра видео Кена Робинсона «О смене парадигмы образова-ния» (scribingbook.ru/ken). В тот момент меня зацепило то, как простыми рисунками раскрывалась очень сложная тема о необходимости изменения системы образования. Неожиданно для себя я понял, что эта техника отлично подходит для проработки и донесения до аудитории любого послания и смысла.

Но, как оказалось, несмотря на очевидные преимущества, она очень мало используется в России и СНГ. Тогда, два года назад, оценив всю привлекательность скрайбинга и возрастающую потребность в видеоконтенте любых форматов, мы с Николаем Любецким начали новый проект и открыли студию рисованного видео SmartScribe. Дальше был путь проб и ошибок. Мы изучали множество источников, знакомились с работами зарубежных коллег и старались на практике понять, что же такое скрайбинг и как с его помощью сделать качественное видео.

Перед нами стояла цель разобраться, как лучше всего выстраивать сценарий и структуру скрайбинга и как использовать особенности программных продуктов, которые позволяли бы делать рисованное видео. В январе 2015 года в школе скрайберов я познакомился с Марией Кутузовой, которая поделилась своим опытом применения скрайбинга и скетчноутинга (на рабочей встрече, при составлении планов и задач, фиксации основных смыслов во время мероприятий и в личной жизни).

Именно тогда и возникла идея объединить наши знания и написать книгу, которая бы просто и понятно рассказала о скрайбинге. А летом мы с командой запустили проект по сбору средств на ее издание. И вот – у нас все получилось! Я спешу поблагодарить всех тех, кто поверил в нас, в нашу команду и идею. И мы, имея только черновик, смогли выпустить книгу, которая действительно может сделать скрайбинг более доступным и понятным каждому. Мы уверены, что научиться скрайбингу способен любой человек! Независимо от возраста, образования и профессии!

Скрайбер – тоже своего рода профессия, причем такая, которую можно быстро освоить и которой легко найти вполне реальное применение, повышая эффективность собственной жизни, работы и бизнеса и получая новый заряд энергии.

Показывая видеоролики в скрайбинге своим друзьям, коллегам, участникам конференций и семинаров, мы часто слышим похожие комментарии: «Круто! А что это было? Мультфильм?»

Но ответ, что это скрайбинг, не проясняет ситуацию, а вызывает недоумевающие взгляды и неожиданные ассоциации со скрабом. Приходится пускаться в долгие объяснения о том, что это рисованное видео, не имеющее со скрабом ничего общего.

Так что же такое скрайбинг? Какие у него границы, особенности и возможности? За точку отсчета мы можем взять следующее определение: скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.

Скрайбинг может иметь разные формы: это и видеоролики, которые используются на сайтах и лендингах, и наброски на бумаге, помогающие объяснить собеседнику суть вопроса, и заранее подготовленный процесс визуализации, который будет сопровождать встречу или мероприятие. В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно.

Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов и прообразов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Вполне

Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет

И скрайбинг тоже умело использует этот «шанс». Его особенность в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека. А когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек их не только лучше понимает, но и запоминает.

В детстве мы все были немного скрайберами. Вспомните, мы научились рисовать раньше, чем читать и писать. Мы изображали простые картинки и показывали их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты. Тогда, в детстве, это был отличный способ донести информацию, которая рождалась в нашем воображении, до других людей. И он прекрасно работал.

Так почему же все изменилось? Школа: «мы все учились понемногу…», где-то – погружаясь в знания с головой, а где-то – скучая и поглядывая на часы в ожидании звонка, на тех уроках время тянулось бесконечно. И чтобы хоть как-то скрасить и сократить его, мы украшали поля в тетрадях и последние страницы смешными рисунками и странными иероглифами. Конечно, рано или поздно учитель все-таки заставал нас врасплох, прямо в момент рисования. Потом следовали громкое «Ай-ай-ай», замечание в дневнике – и мир текста все больше и больше начинал поглощать наше визуальное начало, визуальное восприятие действительности.

Нас не учили представлять образы, фантазироват. Наша визуальная составляющая еще иногда пыталась пробиться сквозь засилье текста, но без шанса на успех. В голове уже начала складываться четкая картина, что делать наброски на серьезных уроках нельзя, что мы – взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта. И что же произошло, когда мы выросли? У большинства прочно закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? А вот такой домик?

Разве нужно иметь 13 горы таланта, чтобы нарисовать его? Да и мыслим мы совсем не текстом, а образами и картинками. Когда вы думаете о море, что представляете? Слова? Готовы поспорить, что у вас в голове плещутся волны, а над головой летают чайки. Знаками и простыми образами зачастую бывает проще донести информацию, чем текстом. Но мы об этом продолжаем настойчиво забывать.

А если задуматься об универсальности донесения информации? Можно изучать множество языков (или иметь такое же количество переводчиков), чтобы рассказать людям, не владеющим вашим, о том, чего вы хотите. Но достаточно изобразить желаемое простейшими рисунками, и вас поймут без лишних усилий и объяснений. На начальном этапе всегда возникает много вопросов, но главные – чем и на чем рисовать. Маркеры и доска? Фломастеры и скетчбук? Нет! Когда ты только начинаешь пробовать себя в скрайбинге, это второстепенно.

Хотя и профессиональный скрайбер может ручкой на салфетке объяснить вам сложный смысл. Например, Елена Рычагова, ведущий художник «Школы скрайбинга», с помощью фонарика рисовала шикарный скрайбинг на специальной доске под музыку, да так, что все участники теряли дар речи. В самом начале важно не бояться и пробовать, брать маркер или фломастер и рисовать – прямо сейчас!

www.b17.ru


Смотрите также