Вы здесь

Как называется роспись на деревянных ложках


Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Читайте также:

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

рассказов: деревянные ложки с монограммой

Здесь, в Etsy, мы считаем, что история объекта часто так же увлекательна, как и сам объект. Короткие истории - это наша серия, посвященная рассказам о необычных произведениях, найденных или созданных продавцами Etsy.

Сегодня Сесилия Галуччо делится историей о своих единственных в своем роде сожженных ложках.

Некоторые люди начинают с карандаша или ручки и постепенно начинают рисовать - я сделал наоборот.Мне нравилось рисовать чем угодно, от детской акварели до вина и кофе, наращивая слои цвета, чтобы получить плотные области, которые почти меняли состав бумаги, добавляя контраст тем областям, которые я оставил нетронутыми. Но мобильность, простота и необходимость вернули меня к старой простой черной ручке Bic на бумажных рисунках. Я нашел простой контраст между темным цветом пера и светом бумаги настолько удовлетворительным, что у меня не было желания добавлять цвет.

Итак, когда мы с моей возлюбленной много лет назад вошли в лофт художника Стинсон-Бич, я был взволнован, чтобы оценить мелкие детали и естественные темные и светлые тона, которые визуально составляли привлекательность Криса и Джуди, созданную Фарли-Моуатом-шкафом-диковинным шкафом. вдохновленное рабочее и жилое пространство, наполненное богатыми коллекциями натуральных вещей, готовых предметов и скульптур.Тщательно вырезанные и украшенные водоплавающие птицы отдыхали среди замысловатых корзинок из сосновой иглы на многих этапах своего многоспирального великолепия. Присмотревшись, я был поражен темными перьями, которые были одновременно интенсивными и деликатно органичными - они выглядели так, как будто выросли там.

Джуди рассказала о выжигании дров (так были сделаны эти чудесные темные отметины), и это захватило мое воображение; Я был вынужден попробовать. Мне это показалось приятным, медитативным и полезным во многих аспектах рисования и живописи, с множеством новых и интересных отличий.

обожженная мебель

Со временем я научился сжигать только чистую, хорошо отшлифованную древесину, и я научился использовать разные советы по сжиганию дерева по-разному, например, используя определенные кисти для получения определенных эффектов. Я рисовал именно то, что хотел, прямо на дереве - мне нравятся простые органические, а иногда и абстрактные формы, но я всегда пытаюсь научиться чему-то другому. Сегодня у меня всегда есть две дровяные ручки, готовые к работе, на моем рабочем столе в подставках, закрепленных на тяжелых морских камнях. Кроме того, на моем рабочем месте всегда есть стопка мелкой наждачной бумаги, шведская ножовка и столько подержанной деревянной посуды, сколько моя семья и друзья могут подарить мне.

Мои клиенты Etsy предложили ложки с монограммами. Поначалу я сомневался в своей способности делать ложки, которые могли бы быть и разборчивыми, и красивыми, но как только я выбрал шрифт, который мне подошел, я начал работать. Со временем я узнал, что моим клиентам не нужна просто красивая посуда, поэтому я начал использовать трудно высыхающее масло, безопасное для пищевых продуктов, для покрытия предметов, которые могут соприкасаться с продуктами питания. Приятно сделать этот дополнительный шаг, чтобы защитить свою работу и еще больше улучшить красоту и полезность ложки, прежде чем я отправлю ее в мир.

обожженная мебель

Одна из моих ложек с монограммой путешествовала по России. Молодой человек написал мне и сказал, что хочет именную ложку для девушки, которую он любит, у которой когда-то была ложка, на которой было выжжено ее имя. Будучи романтичным типом, молодой человек тут же стал искать обожженную деревянную ложку с ее именем, но сколько там может быть обожженных деревянных ложек «Екатерина»? Мне повезло, он думал, что я смогу сделать это для него; Я сомневался, что ее полное имя хорошо вписывается в ложку, но как только было решено, что имя может быть написано на ручке, все остальное встало на свои места.После Рождества меня наградили фотографией прекрасной Екатерины, широко улыбающейся с ложкой.

Другие рассказы

Вы создали или встречали объект с необычной историей, которую нужно рассказать? Свяжитесь с нами по электронной почте!

.

Деревянная ложка - Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Деревянная ложка

Деревянная ложка - это ложка, которую можно сделать из дерева. Деревянные ложки используются для перемешивания еды. Деревянная ложка также обозначает последнее место в спортивном состязании.

  • Коллекция резных деревянных ложек Стюарта Кинга
Эту небольшую статью о технике можно сделать длиннее. Вы можете помочь Википедии, добавив к ней . .

Расписная деревянная ложка | Etsy

Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы предоставить вам лучший опыт, включая такие вещи, как:

  • основные функции сайта
  • обеспечение безопасных, безопасных транзакций
  • безопасный вход в аккаунт
  • запоминание учетной записи, браузера и региональных настроек
  • запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
  • анализ посещаемости и использования сайта
  • персонализированный поиск, контент и рекомендации
  • помогает продавцам понять свою аудиторию
  • , показ релевантной целевой рекламы на Etsy
  • и за ее пределами

Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.

Всегда на связи

Необходимые файлы cookie и технологии

Некоторые из используемых нами технологий необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании внутреннего сайта, а также для правильной работы сайта для просмотра и транзакций.

На

Персонализированная реклама

Эти технологии используются для таких вещей, как персонализированная реклама.

Мы делаем это с партнерами по маркетингу и рекламе (у которых может быть собственная собранная информация). Отказ не остановит вас от просмотра рекламы Etsy, но может сделать ее менее актуальной или более повторяющейся. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.

.

Белки, расписанные вручную на деревянной ложке / Цветной карандаш

Этот предмет представляет собой ручной цветной карандаш на деревянной ложке с двумя зажатыми белками внутри! Это ложка на ложку! Он был покрыт лаком, чтобы сохранить их в безопасности, однако, повешенный на стене или оставленный на поверхности, он будет прекрасным маленьким произведением искусства в вашем доме.

Я люблю снимать дикую природу со всеми ее яркими персонажами, так что рисовать это было абсолютным удовольствием! Я создал ряд других серег, досок, подставок для дикой природы, а также лепных подсвечников с животными, которые делаются на заказ, поэтому, пожалуйста, взгляните на мои другие творения :)

Фиксированные и лакированные

Я приветствую таможню и комиссионные

Доставка:

Время обработки: 1-2 рабочих дня.

Единая ставка доставки для всех заказов. Все посылки отправляются с помощью Royal Mail

Великобритания: 1-3 дня отправляются с зарегистрированной доставкой Royal Mail, поэтому потребуется подпись

Остальной мир (7-15 рабочих дней)

Спасибо, Милли x

.

Смотрите также