Вы здесь

Что было построено для сандуновских бань


Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин.

Русский человек всегда любил попариться в бане. И чем крупнее был город, тем активнее в нём множились бани. В Москве бани чаще всего появлялись вдоль речки Неглинной. Бани в то время были деревянные, топились, как правило, «по-чёрному», но народ это не смущало – все парились, грелись, наслаждались и лечились. Так было до 1737, когда очередной пожар в Москве уничтожил почти все бани. И тогда появились легендарные сегодня Сандуны, а история этих бань действительно захватывающая. Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.

Сила Сандунов и его супруга Елизавета.

Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.В феврале 1781 года сбылась мечта молодых - Лиза стала Сандуновой. Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.

Те самые Сандуны.

Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.

Памятный знак.

Вот так в 1808 году появились первые Сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой). А внутри было три отделения - «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки.

Интерьер Сандуновских бань.

К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.

Интерьер Сандунов.

Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними. В конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки новых хозяев - Гонецких. В этот период заведение переживает второй подъем. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Шаляпин. Причем Федор Иванович говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений.

По величине и пышности убранство новых бань не уступает знаменитым термам римского императора Каракаллы.

Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно. Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.

Интерьеры Сандунов.

В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».

Бассейн Сандуновских бань.

В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.

Легендарные Сандуновские бани.

После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Идите в баню! История легендарных Сандунов

8 ноября 2016 г.

Баня испокон веков считалась не только местом для бытовых нужд, но также имела сакральное значение. Там одновременно господствовало четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Они очищали человека не только духовно, но и физически. Одним из таких мест в Москве являлись знаменитые Сандуны.

Куда как не в бани после балов или «Англицкого клуба» устремлялась вся знать пушкинского века! Там назначались деловые встречи, а порой, в душных парных и кабинетах для отдыха решались карьеры и даже чьи-то судьбы.

А начиналась история знаменитых Сандунов с одной любовной драмы, которая могла бы стать даже трагедией, если бы не счастливый случай. Дело было так. Молодой талантливый московский актер Сила Сандунов был без памяти влюблён в певицу и актрису, любимицу Екатерины II, Елизавету Уранову, блиставшую на подмостках петербургских театров. Она отвечала ему взаимностью. Однажды он попросил её руки, но её навязчивый поклонник граф Безбородко попытался помешать этому и  избавиться от соперника. Друзья Силы Сандунова помогли ему перевестись в театр Херсона.

Тогда Елизавета кинулась в ноги императрице и рассказала ей свою историю разлуки  с женихом. Справедливость была восстановлена, а счастливым влюблённым императрица дала благословление на брак и подарила шкатулку с драгоценностями. Молодые переехали в Москву и на эти деньги купилидом рядом с рекой Неглинкой. Тогда эти места считались очень грязными, болотистыми, и селились там дворники и звонари. Кто бы мог подумать, что через много лет именно соседство «поганой речки» принесёт этому месту славу и сделает его буквально золотым.

Недолго думая, Сила решает вложиться и построить тамобщественные бани. Именно этих заведений тогда очень не хватало в Москве. Но речь шла не о простых банях, а, по задумке Сандунова, лучших в городе, которые предназначались бы для дворян. Для этого Сила даже выкупает несколько соседних домов, чтобы присоединить их кбудущему банному комплексу.  Строительство шло очень быстрыми темпами, и скоро уже были открыты первые отделения. Для дворян здесь были созданы все условия для релаксации: уютные номера с дорогой мебелью и банными принадлежностями из серебра, отличные парилки, умелые банщики. И что самое главное,  в Сандунах уже существовало  разделение мужского и женского помещений, чего не было ещё заведено в банях Российской империи. Входить в женское отделение мужчинам строго запрещалось. Это право имели лишь врачи и художники. Слава о Сандунах шла по всей Москве. Однако вскоре грянули события войны 1812 года. Эта часть города близ Неглинкисильно пострадала, но бани,хоть и обгорели после пожара,  не были полностью уничтожены. За довольно короткий срок они подверглись восстановлению. Несмотря на прежнюю популярность бань, ожидаемых высоких доходов Сандуны не принесли. Владельцы принимают решение сдавать бани в аренду, а потом продать их. Несколько раз Сандуныпереходят из рук в руки, а в 1890 году их покупает миллионер Иван Григорьевич Фирсанов. Этому человеку В. Гиляровский посвятит несколько страниц своей известной книги. За свою скупость миллионер получил в Москве прозвище «костяная яичница».

Его дочери, Вере Федоровне Фирсановой, после его смерти,достаются по наследству Сандуновские бани.

Расставшись с первым мужем, за которого она вышла замуж не по любви, и, уплатив ему миллион рублей откупа, она вышла замуж повторно за красивого статного офицера Алексея Ганецкого, сына начальника Петропавловской крепости. Своему супругу Вера Федоровна передаёт управление Сандуновскими банями и легкомысленно открывает для него счёт в банке, чтобы ему проще было вести дела. Семейство предпринимает несколько поездок в Европу, чтобы посмотреть, как устроено банное дело заграницей,и позаимствовать знания.

Вернувшись, Ганецкий решает сломать комплекс старых бань и развернутьновое грандиозное строительство. По его задумке, на этом месте должен был вырасти в скором времени настоящий «банный дворец» для людей различных сословий: от самых простых до самых высших чинов.Ганецкий приглашает известного архитектора Бориса Фрейденберга,который делает проект бань.Не вынеся  вздорного характера заказчика и  его требований,  архитектор вскоре покидает Москву. Его коллеги С.М.Калугин и В.И.Чагин завершают начатое им строительство. Всего два года длится постройка грандиозного комплекса,состоявшего из семи зданий. Бани  заняли почти половину квартала рядом с улицей Неглинной, Сандуновским и Звонаревым переулком. Помимо самих бань на территории расположились также электрическая и насосная станции, котельная, прачечная, магазин, контора и гостиница.

Самой важной проблемой,вставшей на первом этапе строительства, стало обеспечение бань водой. Инженеры подсчитали, что для того, чтобы бани нормально функционировали, необходимо 20000 вёдер в час. Однако этот объём составлял третью часть всего запаса привозимой в город воды. Хитроумная Вера Федоровна Фирсанова принимает новаторское по тем временам решение –построить собственный водопровод, который бы протянулся по улице Волхонка до Охотного ряда и далее от Малого театра по Неглинке, выходилбы прямо к Сандуновскому переулку. Решение было одобрено городскими властями. Построенный в короткие сроки подземный комплекс водопровода, представлял собой целую магистраль, испещрённую лабиринтами, в которых скрывались краны, отводы и предохранитель. Водопровод снабжался водой, забирая её из Бабьегородской плотины, а уже на территории комплекса вода очищалась через американские фильтры. Обогрев воды осуществлялся при помощи мазута. 

Все нечистоты сливались через трубы коллектора Неглинки. Вера Федоровна Фирсанова приказала также построить при банном комплексе собственную электростанцию, которая, к слову сказать, очень помогла  при коронационных торжествах Николая II в Москве, так как электроэнергии от существующих двух московских станций могло не хватить. (В будущем, когда у Фирсановой наступят тяжелые времена и полностью разорённая мужем, она останется без средств к существованию,император отплатит ей щедрой благодарностью за эту безвозмездную помощь с её стороны).

Во всех помещения банного комплекса были предусмотрены строгие санитарные нормы, что выгодно отличало Сандуны от других московских бань. Тщательно продуманная вентиляция, обработка в течение дня всех помещений горячим паром и даже мельхиоровая и серебряная банная утварь,– всё это говорило о том, что о своих посетителях и прекрасной репутации бань владельцы очень заботились. 

Фасады и интерьеры всех зданий Сандунов были оформлены в стиле эклектики, соединившей в себе оттенки разных архитектурных стилей: барокко, ренессанса, классицизма, рококо, мавританского стиля и даже фабричного стиля второй половины XIX века. Центральный ризалит с аркой был украшен мифологическими скульптурамимужчины, трубящего в рог,и фигуркой женщины,играющей на лире. Возможно, это символическаядань благодарности создателям бань, бывшим актёрам Силе Сандунову и Елизавете Урановой. Потолки и мебель в залах для отдыха были созданы краснодеревщиками из морёной сосны, стены  украшены лепниной, живописью, скульптурой и восточным орнаментом. Лестницы, ограждения и светильники были отлиты из чугуна и бронзы.

В парилках бань работало около 400 банщиков, которые квартировали тут же, при банях. В отделке помещений парилок и душевых были использованы европейские материалы: кафельная плитка из Германии, норвежский и итальянский мрамор, австрийская медь.

Бани делились по уровню и разрядам. Самыми  дорогими помещениями бань были номерные отделения. В них вёл вход через двор и ворота в мавританском стиле. Вход туда стоил 60 копеек. 

Раздевальня для высшего сословия была оформлена в неоготическом стиле и украшена экзотическими растениями. Кожаные сидения имели маленькие серебряные гвозди, на которые каждый вечер надевались белые чехлы. На полу лежали восточные ковры, которые тщательным образом вычищались. Чистота там царила почти стерильная.Что удивительно, при раздевальне имелась даже библиотека. 

К ней примыкала мавританская гостиная для отдыха. 

В парилках были устроены русская и ирландская бани. Рядом располагался огромный бассейн в помпейском стиле с настоящим стеклянным потолком, считавшийся чудом инженерной мысли.Душевые помещения имели мраморные ложа и медные краны. Среди простолюдинов в Москве даже ходили легенды, что краны в Сандунах из «настоящего золота». На самом же деле они, действительно, имели тончайший слой позолоты, но при этом их очень тщательно натирали. На небольшом постаменте в душевом помещении возвышались две английские эмалированные ванны. В те времена они считались большой редкостью и говорили о достатке владельцев. В отличие от мраморных, они быстрее нагревались и не требовали такого тщательного ухода. 

Помимо парилок бани имели также и уютные кабинеты-цирюльникак в мужском,так и в  женском отделениях. В них можно было подстричься, уложить прическу, сделать маникюр и просто отдохнуть.В женские отделения дамы могли приходить со своими собачками, которых также по желанию могли подвергнуть стрижке или укладке. 

Бани для простых сословий располагались в соседних корпусах. Вход туда стоил от 5-30 копеек, в зависимости от разряда. Надо сказать, что они по убранству мало отличались от дорогихотделений, предназначенных для высоких сословий.  Единственное отличие было в отсутствии дорогой мебели. Её  заменяли недорогие гарнитуры. Техническое оснащение таких недорогих отделений было также «на высоте». Для дам в таких помещениях за 30 копеек была создана раздевальня в стиле Людовика ХIV, украшенная плафонами работы художника Августа Томашки. Рядом находиласьмыльная комната с мраморными скамейками, в которой располагался бассейн,отделанный фарфором. Вход оттуда вёл в парилку и душевую.

На территории комплекса работали уже упоминаемые выше ресторан, гостиница и даже прачечная, в которой можно было сдать одежду и получить её через час абсолютно чистой.

Бани очень любили посещать знаменитости: Ф.Шаляпин, В.Гиляровский, С.Эйзенштейн, В. Маяковский. Последний очень не любил, когда садились на его мраморное ложе в парилке и попросил даже сделать именную табличку. Она до сих пор находится там. 

Сандуны часто становились съёмочной площадкой для многих фильмов. Сергей Эйзенштейн, например, снимал в бассейне шторм Чёрного моря для фильма «Броненосец Потемкин», а Эльдар Рязанов снимал сцену к фильму «Ирония судьбы или с лёгким паром!». 

После революции 1917 года Сандуны хотели закрыть.К счастью, администрация бань собрала целую демонстрацию и отстояла право на их существование. В советское время бани продолжали работать и считались, по-прежнему, лучшими в Москве.

Во время Великой Отечественной войны бани были очень важным пунктом, в котором работало электричество, и находилась в большом количестве горячая вода. Громадные очереди выстраивались сюда, чтобы постирать бельё или помыться.

Интересно то, что первый крупный ремонт в банях был произведён лишь в 1944 году. Настолько качественным и долговечным было наследие, которое оставили нам создатели знаменитых Сандунов.

В 1991 году правительство Москвы сделало, наконец, легендарные бани памятником архитектуры, и начались крупномасштабные работы по восстановлению.Большую помощь оказали европейские производители мебели, фарфора и керамики, в том числе фирма Villeroy&Boch.

Сейчас интерьеры почти полностью реконструированы, конечно, то, что было возможно..То, что утрачено, останется в памяти старожилов и в старинных путеводителях по Москве. 

Сейчас, проходя по Сандуновскому переулку, уже издалека чувствуешь приятный запах веников и ароматного мыла и при мысли о тёплой парилке, особенно в такое осеннее ненастье, начинаешь приятно ёжиться.

Идите в Баню, Господа! 

www.berlogos.ru

История Сандунов

Дворец чистоты •    Любовь, бриллианты… и бани Самые легендарные бани столицы появились на свет благодаря романтической истории любви. Два актера придворного театра императрицы Екатерины II – Сила Сандунов и Елизавета Уранова, попросили у государыни разрешения на свадьбу. Лизаньку, как звали близкие талантливую оперную певицу, преследовал своими домогательствами немолодой граф. Узнав, что у него есть соперник – популярный актер из грузинского дворянского рода Сила Николаевич Сандунов, граф начал портить влюбленным жизнь. В отчаянии Лизанька обратилась к своей покровительнице – императрице. Та взяла Силу и Лизаньку под свое попечительство и повенчала их. А в качестве свадебного подарка вручила молодым бриллианты. Позже, когда супруги перебрались в Москву, Сандунов продал камни и на эти деньги купил участок земли в районе реки Неглинной. Сначала он планировал построить здесь жилой квартал с магазинами, но потом изменил свое решение в пользу устройства бань. Их строительство было завершено в 1808 году. •    Светское место В этих банях, по выражению Владимира Гиляровского, «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе». Захаживал сюда и Пушкин – он любил после парения с вениками окунаться в купель с холодной водой, в которой плавали кусочки льда. Сандуны стали центром общественной жизни столицы, совместив в себе клуб, поликлинику и собственно бани. Именно Сила Сандунов впервые разделил баню на мужское и женское отделения - прежде все мылись в одном помещении. Для дворян здесь были созданы комфортабельные номера с дорогой мебелью и банными принадлежностями из серебра. В Сандунах исполняли все прихоти богатой публики. Например, дамы из высшего общества могли посещать это заведение вместе со своими собачками. •    СПА с 200-летней историей На популярность Сандуновских бань не повлиял ни последующий развод владельцев, ни смена хозяев. Правда, к моменту, когда бани по наследству перешли к дочери миллионера-лесодобытчика Вере Фирсановой, они изрядно обветшали. Муж Веры, бывший гвардейский поручик Алексей Ганецкий, уговорил супругу вложить деньги в переустройство Сандунов. К делу он подошел серьезно: объездил страны Востока и Запада, где банные традиции были сильны, изучил их техническое устройство, и в дальнейшем использовал эти знания в Сандунах. Архитектора Ганецкий пригласил из Вены – звезду того времени Бориса Фрейденберга. Проект был реализован в 1896 году и поразил столичную публику. Дворец в три этажа, эклектичный фасад с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, роскошное убранство, которое не во всех богатых особняках можно было увидеть, два бассейна - один на открытом воздухе и второй, огромный бассейн в стиле Помпеи под стеклянным куполом - такого столица прежде не видывала. Но это стало не единственным чудом Сандунов. Техническое оснащение бань было по тем временам фантастическим. Вода в бани поступала из Москва-реки по специально сооруженному водопроводу, который тянулся мимо Храма Христа Спасителя к Пречистенским воротам, а оттуда – по Волхонке и Моховой к Кузнецкому мосту, в банные резервуары. В самих Сандунах вода проходила через систему очистки американскими фильтрами, ее можно было спокойно пить. Строгое соблюдение правил гигиены, электрическое освещение – при банях была специально построенная электростанция, третья по величине в Москве, - все эти новшества сделали Сандуны настоящим дворцом чистоты.

Сегодня Сандуновские бани являются архитектурным памятником столицы. Здесь проводят деловые и дружеские встречи, сюда приходят с экскурсиями. А главное – не потерян оздоровительный дух бань, которые по праву можно назвать первым в Москве СПА-центром с 200-летней историей.

msk.sanduny.ru

Сандуновские бани

Ответ на вопрос о том, как называются самые знаменитые бани в Москве, известен заранее. Конечно же, Сандуновские, именуемые в народе – Сандуны. И об этом знает практически всё взрослое население России.

Уже не одно столетие Сандуновские бани остаются символом русской банной традиции.

Парная баня стала неотъемлемой частью жизни русских с незапамятных времён. «Построил дом – построй баню», – гласит народная мудрость. В бане мылись, отдыхали после тяжелого трудового дня, лечились от различных недугов. Она была олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Мало кто знает, что история Сандуновских бань началась далеко от первопрестольной – в туманном Петербурге. И связана она с именами двух талантливых актеров: Силы Сандунова и Елизаветы Урановой, которые играли на сцене Эрмитажного театра. В екатерининское время Эрмитажный театр был первой оперной сценой, законодателем театральной моды, театром, где проходили лучшие премьеры и работали лучшие отечественные и иностранные музыканты. Всё случилось в 1791 году на представлении комической оперы Пашкевича и Мартин-и-Солера «Федул с детьми». Автором либретто оперы была сама императрица Екатерина II. В этот вечер певица Елизавета Уранова (сценический псевдоним Елизаветы Семеновны Фёдоровой, по другим данным – Яковлевой) исполняла главную женскую партию Дуняши.

Когда Лиза пропела последнюю арию и все зрители осыпали её рукоплесканиями, императрица бросила ей свой букет. Лиза схватила его, поцеловала и вдруг сделала нечто совершенно неожиданное: побежала на авансцену, упала на колени и закричала: «Матушка царица, спаси меня!» Она подала императрице заранее заготовленное письмо с жалобой на преследования со стороны канцлера А.А. Безбородко и просьбой разрешить ей выйти замуж за своего жениха, актёра Силу Сандунова.

Сандуновские бани

Через два дня в придворной церкви состоялось венчание Силы и Елизаветы. Невеста получила от императрицы богатое приданое.

Эта история, быстро обросшая самыми эффектными деталями, вошла в театральные анналы как образец героической борьбы молодых актеров за свою любовь. Ведь эта борьба увенчалась блистательным успехом благодаря их самоотверженности и предприимчивости, несмотря на козни влиятельных противников. О чете Сандуновых охотно писали мемуаристы.

Но порой драматургический ход в жизни и в театре строится по разным законам. И под занавес выходят на поклон не все участники сценического действа. Что делать – в театре жизни нет суфлера.

Вскоре молодые переехали в Москву. В первопрестольной артистическая карьера у Силы Сандунова как-то не заладилась, и он придумал зарабатывать себе на жизнь иным способом. Продал приданое своей жены, подаренное императрицей, купил участок земли на берегу реки Неглинной и устроил там бани. Первые в Москве каменные бани в народе иначе как Сандуновскими не называли. Бани получились по тем временам роскошными. Наняли опытных банщиков, прислугу. Гиляровский писал: «В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в английском клубе».

Банная карьера Силы сложилась, а вот брак с Лизой оказался неудачным. Они расстались. Он остался в Москве, а Лиза уехала в Петербург и вернулась на сцену.

Со дня своего открытия в 1808 году Сандуновские бани стали центром общественной жизни первопрестольной: чем-то вроде клуба для дворян и лечебницей для простолюдинов. Баня на Руси всегда была первой потребностью в домашней жизни как для чистоплотности, лечения, так и для своего рода наслаждения.

В Сандуновских банях впервые отделения были разделены на мужские и женские. До того существовали лишь условные перегородки, разделяющие раздетых мужчин и женщин. Для дворян были созданы отдельные номера с мягкими диванами, чистыми простынями, зеркальными раздевальнями, серебряными тазами и шайками. Дамы высшего общества могли приезжать в номера с любимыми моськами, и горничные мыли собачонок вместе с барынями.

В Сандуновских банях зародилось много традиций. Например, богатые московские купеческие невесты приезжали туда перед свадьбой помыться из серебряных тазиков.

В «дворянских» отделениях Сандуновских бань парились и Пушкин, и Толстой, туда не раз заходили Чехов и Шаляпин.

После Сандунова и Урановой бани многократно меняли своих хозяев.

В 70-е годы XIX века Сандуновские бани перешли в собственность миллионера Ивана Фирсанова, а в 1890 году, после смерти Фирсанова, достались по наследству его дочери, Вере Фирсановой. К этому времени они сильно обветшали и не приносили никакого дохода.

Вера Ивановна была красивой и очень богатой невестой. Несмотря на многочисленных поклонников, миллионерша вышла замуж за бедного гвардейского поручика Алексея Николаевича Гонецкого. По легенде, друзья Гонецкого заверили Веру Ивановну, что гвардеец – единственный наследник польского магната-миллионера. Как бы там ни было, но после свадьбы Алексей Николаевич смог убедить Веру Ивановну, что стоит вложить средства в Сандуновские бани. Он предложил супруге построить то, чего «Москва ещё не видела и не увидит». На месте развалин возвести «дворец для бань».

Гонецкий с головой окунулся в ознакомление с тонкостями банного дела.

Для постройки «банного дворца» был приглашён один из лучших венских архитекторов того времени – Борис Викторович Фрейденберг. Спроектированный им комплекс из трёх зданий стал образцом эклектики. Однако австриец бросил стройку, не доведя её до половины. Достраивал бани архитектор Сергей Михайлович Калугин.

Новые Сандуновские бани были освящены 14 февраля 1896 года. По воспоминаниям современников, пол-Москвы пришло посмотреть на новые Сандуновские бани. И действительно, такого «банного дворца» ещё никто не видел.

Просторные светлые залы бани были выложены мрамором и гранитом.

Роскошные интерьеры отличались оригинальностью отделки – Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн.

Бани были оснащены самым новым по тем временам техническим оборудованием. Cпециально для Сандуновских бань была построена третья в Москве электростанция. Кстати, турбины этой электростанции вырабатывали ток для освещения венчания на царство Николая II, которое состоялось в том же году. Воду из реки подавали через американские водяные фильтры. Специальная система вентиляции обеспечивала двукратный обмен воздуха в помещении в течение часа.

Как и во времена Сандуновых, здесь собирался московский цвет общества.

После открытия новых Сандуновских бань Фирсанова и Гонецкий расстались. Причиной стала тайная страсть Гонецкого к карточным играм. Он сильно проигрался в карты и заложил бани в одном из ипотечных банков. Вера Ивановна узнала об этом, выкупила бани, а мужа выгнала.

Сандуновские бани в годы советской власти во многом потеряли свой былой лоск: часть фасадов и интерьеров бани были утрачены. В части зданий разместились другие организации.

В 2009 году восстановленные и отреставрированные Сандуновские бани включены в перечень объектов культурного наследия и приняты под государственную охрану. И снова, как и в минувшие столетия, Сандуны продолжают являться символом русской банной традиции и остаются самыми легендарными банями Москвы.

Следующая глава

history.wikireading.ru

Что было построено специально для Сандуновских бань рядом с ними?

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Что было построено специально для Сандуновских бань рядом с ними? (Слово состоит из 14 букв)

Ответ:    Электростанция (14 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

Разбор ответа по буквам:

  • Первая буква: э
  • Вторая буква: л
  • Третья буква: е
  • Четвертая буква: к
  • Пятая буква: т
  • Шестая буква: р
  • Седьмая буква: о
  • Восьмая буква: с
  • Девятая буква: т
  • Десятая буква: а
  • Одиннадцатая буква: н
  • Двенадцатая буква: ц
  • Тринадцатая буква: и
  • Четырнадцатая буква: я
  • Племя, соседи скифов на нижнем Дону в древние времена?  5 букв
  • Какой известный вулкан является самой далекой точкой на нашей Земле?  9 букв
  • Как в Закавказье называют мясо барана приготовленное на шампуре?  5 букв
  • Кому по одной из версии, которая существует, посвящался первый блин, испеченный на масленицу? Первый блин комом — неверно переставили ударение и из-за этого исказили смысл, вообще правильная поговорка Первый блин комам, отсюда можно сделать вывод, кому посвящался этот блин.  9 букв
  • Кого из своих сказочных персонажей художник-мультипликатор Леонид Шварцман срисовал со свей тещи?  8 букв
  • Одного русского крестьянина спросили, чтобы он ел, став царем он сказал: Сало с *** с чем?  4 буквы
  • Зеленый делают из недозрелых плодов. Красный из созревших ягод. Белый кипятят, снимают кожицу. А черный просто вялят на солнце. О чем это?  5 букв
  • Как в древней Руси до 16 века называлось воскресенье?  6 букв
  • В 19 веке молодая девица должна была заботится о чистоте, белизне и атласности своих рук. Кисти рук обкладывали свежей телятиной и опускали во что?  6 букв
  • Когда-то, много лет назад австрийцы в восхищении от воинского искусства, храбрости великого полководца Суворова дали ему довольно странное по тем временам имя, они назвали его генерал-***. Кто?  6 букв
В случае возникновения вопросов Вы можете обратиться к администрации сайта отправив письмо на [email protected]

Сайт с ответами к игре Поле Чудес. © 2019

pole-chudes-otvet.ru


Смотрите также