Вы здесь

Банный день в русских деревнях


РОЖДЕСТВО В ДЕРЕВНЕ. Глава 1.Банный день - порно рассказ

РОЖДЕСТВО В ДЕРЕВНЕ. Глава 1.Банный день

- Ну, вы идите в первый жар, а мы с Танькой потом придём, — сказала тётя Вера и подала дяде Валере полотенца.Я никогда до этого не бывал в деревенской бане, да и в сауне, по чесноку, был только два раза, а дома любил понежиться в ванне, потеребить своего петушка.— Давай полезай на полок, — скомандовал дядя Валера, когда мы разделись донага в предбаннике и зашли внутрь. В бане было сухо и жарко.— Эх, вот это то, что надо! Сейчас венички запарим.Дядя Валера положил в таз два берёзовых веника, залил их кипятком.— Чего стоишь, полезай, грейся.Я забрался на полок, как назывались широкие нары. Чтобы не стукнуться головой о потолок, пришлось пригнуться.— Да ты ложись, а то уши отгорят, — посоветовал дядя Валера.Я вытянулся во весь рост, рядом пристроился дядя Валера.— Что, не бывал в деревенской бане?— Откуда? Мы же в городе живём.— Знаю, что в городе, бывал я у вас. Когда ты ещё маленький был. Поди и не помнишь.— Не помню.— Зато родители твои сюда к нам каждое лето приезжают. Любят они баньку-то с веничком. Особенно батька твой. Уж на что я банщик, а он меня пересиживает. Эх, давай-ка я парку немного подкину.Он встал с полка, плеснул на камни кипятка, и сразу сверху накатила волна жгучего воздуха.— Эх, добро! — крякнул дядя Валера и снова лёг на полок.— Ну, как там пар? — раздался из предбанника голос тёти Веры.— Добрый! Заходите скорей.— Сейчас, сейчас.И через минуту дверь открылась, и в баню быстро шмыгнула голая тётя Вера, а следом за ней и Танька. Тоже в чём мать родила. Мой дружок сразу же встал. Чтобы скрыть это, я повернулся на живот.— Танька, полезай к Ваське, — скомандовал дядя Валера.Танька залезла на полок, вытянулась рядом со мной.— Двигайся давай, а то батьке места не хватит, — сказала, устраиваясь с ней рядом, тётя Вера.Танька придвинулась ко мне вплотную, и мне показалось, что от её тела в бане стало намного жарче. Устроилась тётя Вера, с краю, подкинув парку, лёг дядя Валера.— Васька, как ты там?— Нормально.— Уши не загнулись в трубочку?— Вроде нет.— Молодец.Пот с меня тёк уже ручьём, было невыносимо жарко, но прижатый к стене, я никуда не мог деться.— Валерка, ты в бане что ли? — раздался с улицы мужской голос.— А где же мне ещё быть?— Помоги, а! Опять аккумулятор сел, не заводится зараза. Иди крутани ручку.— Чо, приспичило? Край конец?— Приспичило, Валерка. В село смотаться надо.— Горит что ли?— Не горит, а нада.— Подожди, дай хоть ополоснуться.Дядя Валера встал, налил в таз воды, стал полоскаться.— Васька, ты там не перегрейся. Слезай давай, охолони в предбаннике.— Да ничего, дядя Валера, — сказал я, хотя действительно дольше лежать было уже невмоготу.— Слезай, слезай. У нас тут больницы нету, отваживать будет некому.Пришлось мне со стоящим концом перелезать сначала через лежащую на спине Таньку, потом — через тётю Веру. Как я ни старался не касаться их тел, в тесноте бани это было невозможно. Я сполз на пол и боком, чтобы не видела лежащая с краю тётя Вера моего торчащего дружка, вышел в предбанник.Почти сразу же вышел и дядя Валера.— Я ненадолочко, — сказал он мне, кивнул головой на выход и щёлкнул себя по горлу. Я понял, что он пошёл не машину заводить, а выпивать, пока жена моется в бане.— Васька, ты там не простынь, — предостерегла тётя Вера. — Не лето, поди. Давай-ко обратно. Вон хоть на лавке посиди.Конец у меня немного опал, но я всё равно сильно стесняясь своей наготы, вошёл в баню и сел на широкую лавку возле двери.— Ты чего такой робкий? — спросила тётя Вера. — Голых баб что ли не видал.Я почувствовал, как моё лицо наливается краской.— Ну, да где там у вас! — ответила сама себе тётя Вера. — Это мы тут все в бане вместе моемся. И родители твои, когда приезжают, тоже вместе с нами в баню ходят. Мы вон и с соседями часто вместе моемся. Чо тут такого-то? Испокон веков так было. Ох, едришкина жись! — спохватилась вдруг она. Сейчас ведь опять назаводятся до поросячьего визгу. Как это сразу-то не дотумкала. Вот паразиты!Она слезла с полка, и тут я успел рассмотреть её соблазнительную фигуру. Женщина в тридцать пять лет была очень даже красива. Широкие бёдра, тонкая талия, большие груди, немного полноватые ноги и чёрный треугольник между ними… Воспользовавшись тем, что мать слезла с полка и стала наливать себе воду, Танька тоже слезла на пол и вышла в предбанник. Сидя, опустив голову от смущения, я всё же разглядел и её. Фигурка моей двоюродной сестры, которой так же, как мне исполнилось 18 лет лет, была, что надо.

Тётя Вера намылила шампунем голову, и теперь я мог смело рассматривать её соблазнительное тело. Её тазик стоял на лавке, на которой сидел я, поэтому она стояла ко мне боком. Её тугие груди возбуждающе качались в полуметре о

т меня, и мой дружок снова встал.Смыв с волос пену, тётя Вера крикнула:— Танька, иди спину мне пошоркай.— Пусть Васька пошоркает, я ещё не охолонула.— Ладно, только смотри, не простудись. Ты там хоть халат на плечи набрось.— Да набросила уже.Тётя Вера намылила мочалку и протянула мне:— На-ко пошоркай мне спину-то.Я взял мочалку, тётя Вера повернулась ко мне спиной, наклонилась вперёд, оперевшись руками о край лавки. Я стал несмело водить мочалкой по её спине.— Ты чо так гладишь-то? Сил что ли нету, — хихикнула тётя Вера. — Давай шибче, да не только лопатки три, плечи тоже.Мне пришлось придвинуться ближе, и когда руки с зажатой в них мочалкой натирали плечи и шею, низом живота я невольно прижимался к аппетитной попке своё соблазнительной тёти, хоть и пытался из всех сил отклячивать свою задницу.— Ишь ты как он на родную тётю-то реагирует, — хихикнула тётя Вера. — Совсем уж большой вырос.И сказала она это про меня или про моего дружка, я так и не понял.— Ладно, ополосни спину-то, да забирайся на полок.Она взяла из моих рук мочалку, легонько шлёпнула ниже спины, подгоняя в сторону полка. Я снова лёг на живот и боковым зрением стал наблюдать за тётей. Она намылила мочалку, прошлась ею по рукам, по грудям, по животу, раздвинула ноги и потёрла промежность, потом поставила на лавку одну ногу, намылила её, потом то же самое проделала со второй. Опять провела пару раз между ног. Вылила на себя воду из тазика, налила новой, стала полоскать волосы, после поплескала на себя, потом выпрямилась, вылила на голову содержимое тазика.— Вы тут не балуйте. Рано Таньке, мала ещё. Слышишь, Танька? Иди давай мыться, а я побегу, пока мужики совсем не окосели. Да не ошпарьтесь кипятком-то. Танька, хватит на холоде сидеть, бегом на полок. Да попарьтесь как следует, а то этот шалопай нам сёдни и попариться не дал. Загорелось у него там…Она вышла в предбанник, а вместо неё вошла Танька. Взяла ковшик, плеснула на каменку и легла рядом. Когда хлопнула дверь предбанника, спросила:— А ты правда голых женщин раньше не видал?— В интернете видел, сколько хошь.— А живьём?Я промолчал.— Поня-а-атно! — протянула Танька. — Ну, что, париться будем? Ты сам или тебя попарить? Ладно, давай попарю, потом ты меня.Она встала, взяла распаренный веник, смахнула с него воду на камни, те отозвались недовольным шипением. Подкинула пару и принялась хлестать меня веником. Было не больно, но не выносимо жарко. И вскоре я взмолился.— Ладно, иди на пару минут в предбанник, охолони, потом меня попаришь. Через пару минут я хлестал свою двоюродную сестру по спине, потом она развернулась, и теперь передо мной возлежала красивая девушка с чертовски аппетитными сиськами. Я начал хлестать её веником.— Да ты не так сильно, — подсказала девушка. — Легче надо, и от потолка воздух вниз гнать.Я стал делать так, как мне рекомендовали.— Ой, соски сгорят, — сказала Танька и накрыла груди ладошками. — Ох, и хорошо, хоть ты и не умеешь парить. Меня обычно мама хлещет да ещё двумя вениками. Вот это класс! Ладно, давай мыться.Она поднялась с полка, распахнула дверь и стала наливать в таз воду. Потом подала ковшик:— Налаживай себе сам.Пока я наливал себе горячую и холодную воду, она намылила голову и пока мыла свои длинные волосы, я любовался её фигуркой. Конечно, мой дружок тут же отреагировал на эту красоту, и я отвернулся, чтобы Танька ничего не заметила.Потом она так же, как мать, попросила потереть спину, так же повернулась ко мне попкой, нагнулась и оперлась о край лавки. И снова, как бы я ни старался отодвигаться, мой дружок то и дело касался сладкой попки.— Ну, ты чего? — спросила Танька, когда я не нарочно коснулся её в третий раз.— Чего? — не понял я.— Пристаёшь, вот чего.— Да ничего я и не пристаю.— Не пристаёт он, а сам аж проткнуть норовит.Я смущённо отодвинулся дальше.— Ну и чего? — сказала Танька. — И кто мне плечи тереть будет?И тогда я осмелел. Я прижался к её попке точащим членом и стал намыливать сестре плечи, стараясь как можно дольше продлить удовольствие. Она не возражала, наоборот раздвинула шире ноги, и мой дружок скользнул в промежность.— Э, ты чего! — насторожилась девушка.— Ничего, спину шоркаю, — использовал я сегодня впервые услышанное слово.— Ладно, пошоркал и хватит. Поворачивайся, теперь я тебе шоркать буду.Я послушно повернулся спиной, Танька долго тёрла мне спину мочалкой. Потом ополоснула водой.— Ну, вы чо там, угорели что ли? — послышался из предбанника голос тёти Веры.— Нет, мам, всё нормально, уже заканчиваем мыться.— Попарились хоть?— Попарились. Только Васька парить не умеет

— Да где же ему там в городе научиться то? Ладно, давайте скорее, там у меня уже на столе всё. Побегу, а то батька без меня как бы не наклюкался.

34323   15   +8.37 [37] Следующая часть

bestweapon.ru

Кто в бане главный?

Парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня), которую любили и князья, и знатные люди, и простой народ, была известна у славян ещё в V–VI веках. В деревнях, селищах, посадах, слободах, городах, феодальных усадьбах Руси почти на каждом подворье имелись свои домашние бани.

Который день паришься, тот день не старишься

Банными днями считались субботы. По ним не работали даже присутственные места. Только в этот день, всего один раз в неделю, топились домашние бани. Широко был распространён обычай банного гостеприимства, который вошёл в кровь и плоть большинства русских и сохранился во многих местах до наших дней. На его древность указывают и летописи, и народные сказки. Вспомним Ивана-царевича с его требованием: сначала вы меня, добра молодца, в баньку сводите, накормите-напоите да спать уложите, а потом и о деле спрашивайте…

Помимо своего чисто функционального назначения баня играла большую роль в различных обрядах. Например, посещения бани считались необходимыми накануне венчания и на другой день свадьбы и сопровождались особым церемониалом. 

Главный символ русской бани — веник. Замечали вы, как легко и приятно дышится в берёзовом лесу? А всё потому, что берёзовые листья выделяют летучие вещества, которые, убивая болезнетворные микробы, очищают воздух. Поэтому-то нашими предками выбран для бани именно берёзовый веник, который оказывает успокаивающее действие, улучшает настроение человека, помогает при боли и ломоте в мышцах после больших физи­ческих нагрузок.

Он хорошо очищает кожу при наличии сыпи и гнойничков, ускоряет заживление ран и ссадин. Попарьтесь — и ваша кожа будет гладкая, эластичная, приятного цвета. А ещё особое достоинство берёзового веника — сильное расширение в берёзовом пару мелких бронхов. Это способствует отхождению мокроты и улучшению вентиляции лёгких. Берёзовый веник не­заменим для астматиков.

По древнему обычаю наилучшие берёзовые веники получа­ются из веток, срезанных в течение недели после православного праздника Святой Троицы, когда наступает пора травостоя. Веники нужно заготавливать в сухую погоду, в первой половине дня, после схода росы (листья, увлаж­нённые дождём или росой, при сушке портятся, темнеют, обле­тают и скручиваются). Лучше всего подходит для веников плаку­чая берёза. Как правило, это высокое дерево. Ветви — очень гиб­кие и неломкие — ниспадают, как косы. Готовые веники после сушки должны иметь все листья кон­центрированного матового зелёного цвета, а сам веник должен пахнуть бальзамическим берёзовым маслом. Запах этот резко усиливается после распаривания веника.

Дубовый веник больше подходит для людей с жирной кожей. Этот веник рекомендуется физкультурникам и людям, склонным к гипертонии. Дубовые веники режут в июне-августе в сырова­том, затемнённом лесу. Сушка и вязка веника та же, что и берё­зового.

Липовый веник прекрасно устраняет головную боль, про­водит мягкую «гимнастику» для почек, ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие. При простудных заболевани­ях ему нет равных!

Сосновый веник не пользуется широким спросом на евро­пейской части страны, и совершенно напрасно. Зато в Сибири его полезным свойствам отдают должное и активно ими пользуются.

Любой хвойный веник — настоящая «кладовая здоровья», где природой–целительницей собрано много дубильных веществ, смолы, эфирных масел, витамина С. Поэтому хвоя издревле при­менялась для лечения ран и ожогов, обморожений и мокнущих экзем. Парилка с использованием хвойного веника оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, помогает излечивать многие заболевания дыхательных путей и бронхов.

Хвойный веник можно готовить как в горячей воде, так и в холодной. Как только он станет мягким, можно начинать париться. Одну-две хвойные ветки полезно добавить в берёзовый или дубовый веник.

Общее правило подготовки веников сводится к тому, что чем прохладнее вода, в которой они замачиваются, тем более по сво­им качествам они похожи на свежие. В холодной воде веник за­мачивают обычно за несколько часов до бани; в тёплой или горячей воде по 20–30 минут, в кипятке — 10 минут. 

Ароматотерапия в бане

О целительной силе растений и их ароматов знали ещё наши древние предки. Чаще всего в банях плещут для аромата на каменку пивом или квасом. Это создаёт в парной комнате неповторимый аромат свежеиспечённого хлеба.

Мята, которая благотворно действует на сердце и поднимает настроение, издавна применяется на Руси в народной медицине. Если попарить ноги в тёплой воде, настоянной на мяте, сразу проходят усталость, отёки.

Настоем липы на Руси издавна лечили простуду. Помимо этого, тем, кто хочет похудеть или сбросить лишний вес, после выхода из парной рекомендуется пить липовый чай.

Настоем чабреца (тимьяна), как и липы, также издавна лечат простудные заболевания. Ещё попробуйте попариться настоем чабреца, если вы плохо засыпаете и часто просыпаетесь. Комп­ресс из чабреца применяют при радикулите и болях в суставах.

Окраской и запахом напоминает чабрец душица, листья которой содержат огромное количество эфирных масел. Отвар душицы особенно эффективен при бронхитах, лечит заболевания верх­них дыхательных путей и нервной системы, обладает успокаива­ющим, противовоспалительным и отхаркивающим действием.

Отвар дубовой коры, благодаря содержанию особых дубильных веществ, пектинов, растительных углеводов и флавоноидов помо­гает излечивать кожные раздражения, снимает излишнюю пот­ливость и оказывает ранозаживляющее действие. Поэтому воду, которая остаётся после запаривания дубового веника, хорошо использовать при ванных процедурах. Аромат дуба препятствует чрезмерному повышению артериального давления в парной.

Содержащиеся в хвое эфирные масла оказывают успокаивающее действие, а посему хвойные настои помогают при неврастении и истерии.

Для того чтобы лекарственные настои полностью отдали все полезные качества, рекомендуется «забрасывать» воду, в которую они добавлены, на самые верхние камни широкой струей. Тог­да пар будет насыщенным и мягким. Не пытайтесь за один заход перепробовать все средства для образования пара — совместное действие добавок непредсказуемо. 

«Золотые» правила русской бани

Нужно помнить, особенно новичку, что с парной шутить нельзя. Здесь всё надо делать очень осторожно и постепенно. В услови­ях современной жизни баня является одним из эффективней­ших природных средств для снятия стрессов, нервного напряже­ния, что благотворно влияет на оздоровление всех процессов че­ловеческого организма.

Париться в бане можно не меньше чем через час-два пос­ле еды. Не стоит идти в баню и голодным. Нельзя есть ничего солёного, острого, копчёного, жареного и прочего, что отяжеля­ет организм. Один грамм соли задерживает 90 грамм воды, от которой вы хотите избавиться в парной. Не следует пить мно­го жидкости и ни в коем случае нельзя употреблять алкогольные напитки. В бане не должно быть суеты. Если не установить в парной атмосферы неторопливости, полного расслабления, нервная сис­тема не отдохнёт, желаемого эффекта от посещения не будет.

Чтобы равномерно прогреть все части тела, опытные париль­щики обычно лежат на средней полке, предварительно рассте­лив в целях гигиены полотенце и поворачиваясь с боку на бок. Это облегчает работу сердца. После первого прогревания (через 5–7 мин.) следует выйти из парилки и отдохнуть. Поднимаясь с полки, не вставайте резко — можно потерять равновесие. Выйдя из парилки, не ложитесь, лучше 2–3 минуты походить.

После первого посещения парилки обязательно окунитесь в бассейн или примите холодный душ. Со второго захода, который продолжается не более 10 минут, можно париться веником.

Число заходов в парную, продолжительность пребывания на полке зависят от самочувствия, нормально — два-три захода, че­редуя парение с погружением в бассейн. Такая смена темпера­тур, несомненно, разумна и очень полезна.

Если ощущается вялость, затрудняется дыхание, появляет­ся головокружение, учащённое сердцебиение, надо немедленно прекратить парение и выйти в предбанник.

Приятное ощущение достигается также от охлаждения на хо­лодном воздухе, но злоупотреблять этим не стоит, чтобы не про­студиться и не переохладить мышцы спины. Процедура охлаж­дения должна быть короткой. После охлаждения в снегу или в холодной воде надо принять душ и обсохнуть в предбаннике.

Вполне понятно, что сразу после завершения всех процедур выходить из бани противопоказано — надо посидеть, дать голо­ве высохнуть, а телу остыть и просто отдохнуть. Сначала в ком­нате отдыха нужно насухо вытереться махровым полотенцем. Не нужно одеваться до тех пор, пока не прекратится потовыде­ление.

После баньки советуем попить крепкий душистый чай с ли­моном и вареньем! По доброй русской традиции, под неизменное — «С лёгким паром!».

По материалам журнала «Славянка».

ruvera.ru

Традиции русской бани

Походы в баню для русского человека давно стали своеобразным ритуалом очищения не только физического, но и духовного. Достаточно вспомнить пословицу «Коли б не баня, все бы мы пропали», чтобы понять, какое важное место в жизни русского человека она занимала. Баня еще на Древней Руси была не просто помещением для мытья, ее наделили мистическими свойствами. По поверьям в ней даже был свой хозяин. Многие традиции сопровождали процесс мытья, превращая его в настоящий обряд со своими законами и правилами: одни сумели дожить до наших дней, а о других совсем забыли. Поговорим о некоторых из них более подробно.

Традиции русской бани: царское парение

Давно забытая традиция, от которой веет русским колоритом. Хотя на первый взгляд сено ассоциируется с глубинкой и простым крестьянским людом, парение на сене практиковали в основном в царских банях и банях для знати. Принцип проведения процедур достаточно прост. Голые доски в бане, к которым мы так привыкли, покрывали свежим, душистым сеном. Обычно такое парение проводили весной, когда травы особенно вкусно пахли.

Царское парение в наше время

Сено одновременно смягчало места для сидения и лежания и производило эффект, который сейчас принято называть ароматерапией. Под воздействием пара травы увлажняются и начинают сильнее источать приятный запах. При этом важно, чтобы трава была свежей, мягкой и скошенной вручную. Места лучше выбирать, где представлено все весеннее разноцветье: клевер, полынь, зверобой, чебрец и крапива.

«Толковый совет: для большего эффекта можно использовать на обычный березовый или дубовый веник, а веник из сушеных целебных трав.»

 Холодная вода, как способ очищения

Традиция споласкивать тело холодной водой после бани особенно в зимний период пугает многих иностранцев, но не русских. Корнями этот обычай уходит в поверья языческих племен, населявших Древнюю Русь. Баня у них считалась местом нечистым, несмотря на свою основную функцию. Ее строили на удалении от дома и других хозяйственных построек.

Купель с холодной водой на улице

Считалось, что в баню могут заглядывать «на огонек» нечистые духи, которые с легкостью проклянут или нашлют хворь на человека, ведь это уникальное место встречи трех стихий: воды, огня и воздуха. Именно поэтому ополаскивание холодной водой практиковалось в качестве процедуры очищения после парения в бане. Поверья ушли в прошлое, а традиция живет до сих пор и считается профилактикой закаливания организма.

   «Толковый совет: для тех, кто боится холода или не уверен, что его организм выдержит подобные нагрузки, будет вполне достаточно простого умывания после бани. Можно дать организму немного остыть в предбаннике перед купанием, тем самым снизив эффект от резкого перепада температур.»

 Банные смотрины и девичник с вениками

На Руси придирчивые свекрови обязательно предлагали будущей невестке попариться в бане. Именно так мать, «заглядывала в душу» избраннице своего сына. Этот способ отлично показывал выносливость девушки и помогал найти недостатки, которые та могла успешно прятать под одеждой ранее. Банными смотринами предсвадебная подготовка не ограничивалась.

Банный девичник на современный лад

Девичники на современный лад устраивались именно в бане. Невеста со своими подружками прощалась со свободной жизнью и одновременно совершала процедуру очищения перед вступлением в брак. После завершения брачных обрядов молодые тоже отправлялись вместе в баню и только после этого вкушали традиционное угощение второго дня, которое накануне сваха заботливо зашивала в скатерть. Поход в баню считался залогом счастливой семейной жизни.

 Заключение

Это только небольшой список банных традиций. По поверьям перед выходом из бани обязательно нужно было угощать домовичка, который там жил, чтобы он не пакостил. Более трех в раз в баню заходить нельзя было, ведь на четвертый раз там парился банник. Гадания проводились только в этом помещении, там не было икон, поэтому и совершать такие богопротивные обряды дозволялось.

Топили баню исключительно березовыми дровами, ведь именно этот вид дерева обладал магическими свойствами и помогал очиститься не только от грязи, но и от сглаза и наговоренных хворей. Именно по этой причине и веники делались в основном из березовых веток. Банным днем была избрана суббота. Этот день одновременно был первым выходным после трудовой недели и кануном посещения церкви в воскресенье. На Руси в бане парились всегда не спеша, максимально растягивая процесс. Парение оздоравливало не только тело, но и душу, помогая расслабиться и забыть о ежедневных заботах.

xn--80ab1bbeg6h.xn--p1ai

Русская баня: корни и традиции

Кто не любит русскую баню, просто ни разу в ней по-настоящему не был!

Баня в России почиталась во все времена и являлась местом своеобразным, особенным. Еще в древние времена не обходился ни один дом без пусть маленькой, но своей баньки. Не зря уже давно существует поговорка:

Хозяин на селе тот, у кого баня лучше.

В бане не только принимались ванны и происходили гигиенические процедуры: в них лечились, рожали детей и умирали. Именно в бане девушки гадали на суженого. Да и деревенские знахари нередко проводили там свои мистические обряды. А еще, согласно популярным сказаниям, обитает в бане своеобразный «банный» дух в виде малорослого нечёсаного старичка-банщика, который может любого грешника запарить до смерти. А посему в бане люд старался не только не ругаться, но и говорить тихо. Однако время шло, и от всевозможных суеверий баня отмылась, став главным борцом за чистоту русского люда. Даже в наши дни, при наличии в каждом доме коммуникаций и удобств, баня остается непременным атрибутом истинно русской души.

Немного истории

Когда именно появилась первая русская баня, и кто именно ее придумал — доподлинно неизвестно. Это важное изобретение приписывается всему русскому народу в целом. Упоминание бани в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорится:

Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.

О таких чудесах, согласно «Повести временных лет», поведал апостол Андрей удивленным римлянам. И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Славяне мылись раз, а то и два в неделю, для них баня имела сакральный смысл. В Европе же в это время банная культура была полностью забыта.

А. Васнецов. Общественные бани в Москве в XVII веке, 1922 год

Известно наверняка, что первоначальные бани топили «по-черному». Это означает, что у печей в них не предусматривался дымоход и вся сажа и дым выходили через щели и окна самой баньки. После многократных протопок такие сооружения приобретали черный цвет стен, за что и получили свое название. Сейчас о таком виде парного удовольствия помнят разве что историки. Все остальные привыкли считать традиционной баню с печкой, обложенной камнями и дымоходом. Кроме того, такая банька должна быть снабжена предбанником и удобными деревянными полками для лежания. Изменилось многое, но то, что настоящая баня должна быть из деревянного сруба, осталось неизменным. Именно это помогает в современных банях не утратить то чувство единения с природой, которое и было заложено в нее изначально.

Баня и русская армия

Знаменательную роль сыграла баня в русской армии, особенно во время военных походов. В конце XIX века в России среди армейских чинов разразились огромные споры. Спорили, так ли уж необходима солдату парилка, не пора ли заменить походные бани на европейские душевые. Недорого и эстетично. Спор взялся разрешить лекарь Михаил Гусев, который готовился к защите степени доктора медицины. Гусев набрал две группы добровольцев, заставив их в течение трех месяцев жить по расписанию: принимать пищу в указанные часы, но главное — регулярное посещение бани. Эксперимент доказал, что русская баня — мощный источник здоровья. Все добровольцы за три месяца прибавили в весе, укрепились физически, но главный аргумент: ни один из них «не заболел даже легким недугом».

«Сандуновские» бани

До революции в Москве было 2 млн. жителей и порядка полусотни больших общественных бань. Две бани, хлудовские и сандуновские, ревностно сражались за право называться царь-баней. И все же Москва отдавала предпочтение сандуновским. Они были старше, имели больший статус. Неслучайно московские свахи традиционно, чтоб у молодоженов семейная жизнь сложилась, рекомендовали невесте накануне свадьбы обязательно в «сандунах» попариться, водой из серебряной шайки себя облить.

Неимоверно высоко статус «сандунов» поднял Фёдор Шаляпин. Он «сандуны» не просто обожал, он в них распевался. И публика, узнав банное расписание кумира в дни его посещения бани, как на концерт ломилась. Кто же откажется бесплатно услышать лучший бас мира?  «Сандуны» превращаются в огромный центр «помывки» не только московского и российского, а в какой-то мере мирового масштаба. Все говорили, что там был какой-то особенный пар. Вот Шаляпин говорил, что именно в «сандунах» пар очень хорошо влияет на его голосовые связки. Он после бани очень хорошо поет, чувствует себя отлично. Будучи в Париже, он как-то сказал, что хорошо было бы сюда русские бани привезти, потому что они очень полезны. 

Сандуновские бани в Москве. Открытка

«Сандуны» всякому клиенту угодить умели. Так, они первыми из московских бань начали у себя принимать богатых дам с их любимыми собачками. И пока барышни в недрах «сандунов» нежили себя многочисленными процедурами, их гувернантки купали собачек в тазиках с ароматной водой. «Сандуны» привлекали клиентов целебным паром, а также самой чистой в Москве водой, которую очищали выписанные из-за границы фильтры немецкого производства. Мягкая вода «сандунов» позволяла хорошо промыть голову.

Знаменитые «Хлудовские» бани

Хлудовские бани, как и «Сандуны», превратились в своеобразные клубы, где встречались люди высшего света, оговаривая и решая порой сложнейшие дела. Привлекали посетителей и прекрасные рестораны, открытые при банях. Здесь можно было заказать самое редкое вино, самое изысканное блюдо. Лучшие повара Москвы трудились на кухне, ублажая посетителей.

Главным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли — Китайские, по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские бани

При банях традиционно существовали прачечные. Пока клиент мылся, его белье могли постирать, погладить, просушить, подштопать подкладку. Поэтому возле бань всегда можно было видеть мостки и полощущих белье женщин.  Хлудовские бани сумели сказать слово, при этом принципиально новое. Они первые в Москве открыли прачечную механическую, где стирку вели машины.

Русская баня — мощный источник здоровья

Даже в наши дни традиционная медицина признает положительное влияние водяного пара на отдельные органы человеческого организма. В прошлые же времена в основном только и лечились травами и настойками, которые для лучшего эффекта назначались совместно с процедурами в жаркой русской баньке. Помимо лечения, баня — это отдых для души. Она расслабит ваше тело и очистит вашу душу. В настоящей баньке, под треск горящих дров и ароматный травяной запах пара, по-настоящему задумываешься о бытии. Так было всегда, так осталось и в наши времена.

Традиции русской бани

Как уже говорилось выше, в русской бане принято не только мыться и париться, но и создавать все условия для отдыха души и тела. И именно для этого было придумано немало традиций. Основную из них знают, конечно, все — это знаменитые парные веники. Их применение, виды и особенности использования — тема для отдельного разговора. Существуют книги и отдельные тренинги по правильному составлению и применению веников в банях. Современные врачи также весьма благосклонно относятся к подобной терапии, соглашаясь с народом в том, что таким образом из организма выбивается любая хворь. Но каждый любитель посетить баню наверняка имеет свой собственный способ применения парного веничка, которым будет делиться с вами неохотно, ведь это почти профессиональный секрет. А использование различных травяных сборов? Настоями поливают горячие угли и обрызгивают стены. Сушеные травы развешивают по углам для целебного аромата. Таким образом, вы объединяете отдых с оздоровлением всего организма.

Традиционная русская баня — это не просто заведение, где можно вымыться. Баня — это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. А тот, кто не любит русскую баню, просто ни разу в ней по-настоящему не был.

ruvera.ru

Что делали в русской бане

Впервые о русской бане упоминается в «Повести временных лет». Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках. Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно. Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских - высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом - как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием. Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы «по-черному», потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными - что и дало название таким баням.Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее - их встречала сваха и угощала жареной птицей и «банником» - хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что «русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «просветители» и «моралисты» того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей - как они говорили - каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya. 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

polonsil.ru

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Заявка на добавление в друзья

     Сегодня суббота - банный день. Предлагаю обсудить этот важный элемент деревенского быта. Для русского человека вся жизнь была связана с баней, от рождения до самого последнего вздоха. Множество традиционных обрядов, поверий, обычаев непосредственно касались этих, простых на первый взгляд, рубленых избушек. А стоит ли говорить о целительных свойствах процедур, которые проходили, да и в современном мире остались настолько же актуальными, именно в традиционных русских парных банях?

       Стоит задумать какое количество сотен, а может быть даже и тысяч лет существует долгая история русской бани. Самые первые упоминания о ней в летописях можно встретить еще во времена зарождения Киевской Руси. Славянскую деревню вообще невозможно представить без бань в каждом дворе. Они являются поистине народными и культурными произведениями деревянного зодчества.

      Никакие исторические потрясения, никакие технические новшества развивающейся неуклонно цивилизации не смогли уничтожить любовь и пристрастие русских людей к бане. И сейчас, как и сотни лет назад, по берегам речек и озер, а также на собственных подворьях строят жители деревень и современных коттеджных поселков большие и маленькие, простые и по-современному вычурные, но такие привычные бани. Возвести собственный дом, а также построить своими руками баню сейчас, как и прежде, считается делом чести для любого, уважающего себя хозяина.

      Давайте поделимся своими секретами.

newsland.com


Смотрите также